Проверка работоспособности пожарной сигнализации: как проверять

Проверка работоспособности пожарной сигнализации

Для обеспечения безопасности людей и сохранности имущества при возникновении пожара, все большее количество коммерческих, бытовых и промышленных объектов оборудуются системой пожарной сигнализации. В большинстве случаев такая тенденция наблюдается вследствие строгого контроля представителями пожарной инспекции за состоянием пожарной безопасности в местах крупного скопления людей.

Давайте более детально разберем основное назначение, функции сигнализации, периодичность и методы выполнения проверки, а также узнаем какие документы должны быть оформлены для предоставления в пожарную службу.

Назначение пожарной сигнализации

На сегодняшний день существует огромное количества сигнализаций, которые обеспечивают противопожарную безопасность на промышленных, коммерческих и гражданских объектах и способны не только оповещать находящихся на объекте людей, но также сообщать о возникновении пожара и управлять автоматическими системами пожаротушения.

Схема подключения пожарной сигнализации на производстве

Рассмотрим более детально функции пожарной сигнализации.

Функции пожарной сигнализации, обязательные к проверке

Вне зависимости от производителя, пожарная сигнализация обязана выполнять следующие функции:

  1. Звуковое или светозвуковое оповещение персонала о возникновении пожара на ранней стадии (благодаря датчикам задымленности);
  2. Передача сигнала тревоги на централизованный пульт противопожарной организации для мгновенного выезда бригады на место аварии;
  3. Включение системы автоматического тушения пожара;
  4. Включение систем, ответственных за удаление дыма из помещения;
  5. Прекращение работы приточной вентиляции;
  6. Спуск всех типов лифтов на первый этаж здания;
  7. Автоматическое отключение источников электроснабжения.

Однако, как и для каждого автоматизированного комплекса, для ее надежной работы необходимо время от времени проводить испытания и проверки. Естественно возникает вопрос, как часто должна осуществляться проверка работоспособности пожарной сигнализации?

Разновидности датчиков и пультов системы пожарной сигнализации

После сдачи объекта в эксплуатацию, вся ответственность за функционирование всех узлов ложится на руководителя предприятия или на лицо ответственное за противопожарную безопасность.

Именно по этой причине на каждом объекте где установлена пожарная сигнализация ведется журнал, в который лицо ответственное за систему АПС вносит записи о возникших неисправностях, ложных срабатываниях и их причинах, а также результатах проверки.

Помимо записей ответственного лица, в этом журнале должны быть и отметки специализированной организации, которая выполняет техническое обслуживание и испытание на работоспособность подобных систем. Обязательное требование к специализированной организации – наличие лицензии и разрешений на подобный вид деятельности.

Периодичность проверки пожарной сигнализации

Подобные проверки подрядной организацией с соответствующими разрешениями должна выполнятся не реже 1 раз в 6 месяцев и содержать следующие записи в журнале и в акте:

  • Дату испытания;
  • Место и адрес установки системы пожаротушения;
  • Тип оборудования;
  • Как производилась проверка системы;
  • Заключение организации о состоянии противопожарной защиты объекта.

Проверка системы пожарной сигнализации и возможности ложного срабатывания

Правила выполнения проверок АПС

Во время выполнения полноценной проверки работоспособности системы пожарной защиты, подрядная организация также должна проверить следующее:

  • Правильность функционирования контрольных устройств и приемников;
  • Работоспособность систем оповещения;
  • Корректность исполнительных схем;
  • Наличие и целостность светильников «Аварийный выход» и «Пожар».

После выполнения вышеуказанных проверок, подрядная организация выдаст акт о том, что проверка систем пожарной сигнализации выполнена в полном объеме, однако помимо этого, при визите государственного инспектора из пожарной части Вы будете обязаны предоставить следующие документы:

  1. Инструкции по противопожарной безопасности;
  2. Сертификаты на оборудование и АПС устройства;
  3. Акт о вводе пожарной сигнализации в эксплуатацию;
  4. Корректно заполненный журнал ТО;
  5. Приказ о назначении лиц ответственных за безопасную эксплуатацию и функционирование АПС.

Плановая техническая проверка системы пожарной сигнализации специалистом

После полного изучения документации в большинстве случаев инспектор переходит к визуальному осмотру систем, во время которого он определяет:

  • Соответствие проектной документации фактически установленному оборудованию;
  • Место расположения извещателей тревоги;
  • Соответствие марки и заводского номера устройства АПС;
  • Соответствие сертификатов установленному оборудованию;
  • Наличие и целостность пломб на контрольной панели;
  • Отсутствие дефектов и различных повреждений на датчиках, шлейфах и блоках управления;
  • Наличие заземления и протокола на него.

Проводимые испытания АПС

На сегодняшний день существует всего 2-е основные методики, согласно которым выполняется проведение испытаний.

Первый метод испытания АПС

С пульта управления, с помощью специальной кнопки подается искусственный сигнал о имитации возникновении пожара в помещении.

После чего должны сработать все оповещатели и в случае их корректной работы система проходит проверку.

В случае если какие-то устройства не сработали, обслуживающий персонал должен обнаружить место повреждения и устранить причину, после чего испытания проводятся вновь.

Второй метод испытания АПС

Для второго метода пожарная сигнализация проверяется выборочно. Для этого применяются специальные приборы, которые подают искусственный сигнал о:

  • возникновении пожара;
  • повышенной задымленности;
  • увеличении температуры в помещении;
  • наличии открытых очагов пламени и т.д.

Данный метод наиболее эффективен, несмотря на большое количество затраченного времени на испытания.
После того, как пожарная сигнализация проходит все необходимые проверки составляется соответствующий акт проверки АПС.

Форма и образец акта проверки АПС

После выполнения всех необходимых замеров и испытаний, согласно приложению №19, которое является дополнением к приказу МЧС РФ №292 от 28 мая 2012-го года специалисты подрядной организации оформляют акт проверки систем пожарной сигнализации:

Акт проверки исправности автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожареАкт проверки работы автоматической пожарной сигнализации

Периодичность оформления акта и ответственные лица

В случае, если пожарная сигнализация прошла необходимые испытания, представители заказчика и специализированной организации должны поставить свои подписи и печати (при наличии) на акте, после чего он вступает в силу.

Со стороны заказчика данный документ имеет право подписывать только человек, который:

  • прошел соответствующие курс по пожарной безопасности;
  • имеет соответствующие удостоверения по проведению инструктажа;
  • на которого есть соответствующий приказ «О назначении ответственного лица за противопожарную безопасность».

Источник: http://stopogon.ru/o-pozhare/proverka-rabotosposobnosti-pozharnoj-signalizatsii.html

Проверка работоспособности систем противопожарной защиты

Главная → Статьи → Пожарная сигнализация

По данным ФГБУ СЭУ ФПС «Испытательная пожарная лаборатория» по Московской области», в 60% случаев испытания систем противопожарной защиты на предприятиях показывают несоответствие фактических показателей требованиям по их работоспособности.

Выявления таких фактов в ходе проверок надзорных органов влечет привлечение к ответственности руководителя.

Предупредить такие нарушения и соответственно возникающие риски руководитель организации может путем правильной организации проверки работоспособности.

Проверка работоспособности систем и установок противопожарной защиты: разберемся с понятиями

Проверка работоспособности систем обеспечения пожарной безопасности представляет собой комплекс действий:

  • по определению фактических значений параметров работоспособности систем,
  • по их сопоставлению с требованиями соответствующих нормативов.

Основа этого определения — понятие работоспособности, которое используется во многих действующих нормативно-правовых актах и трактуется ГОСТ 27.002-2015 «Надежность в технике. Термины и определения» как способность объекта выполнять требуемые функции.

В отличие от рабочего состояния, работоспособное не обязательно подразумевает использование объекта в данный момент времени по назначению, а лишь констатирует такую потенциальную возможность. Термин «работоспособность» по своему объему значительно шире, чем, например, исправное состояние, ведь исправность обуславливается лишь соответствием всех требований производственной документации.

В случае неработоспособности система неспособна выполнять одну или более установленных назначением функций. Это может быть обусловлено как внутренними особенностями системы, так и некачественностью ее профилактического технического обслуживания. Отсюда, техническое обслуживание — это комплекс работ для поддержания объекта обслуживания в работоспособном и исправном состояниях.

Несмотря на то, что термины «техническое обслуживание» и «проверка работоспособности» никогда официально тождественными не считались, долгое время эти работы в силу требований Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» (далее — Правила противопожарного режима) проводились единой компанией, имеющей лицензию МЧС России. Такая организация привела к тому, что руководитель предприятия для обеспечения требований ПБ заключал один договор на оказание услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию с поставщиком услуг, т.е. поручал и проверку работоспособности, и техническое обслуживание фактически одному и тому же исполнителю.

Сложившаяся судебная практика, подтвердила, что именно исполнитель при оказании таких услуг обязан выявлять неисправности и несоответствия требованиям нормативных актов в области пожарной безопасности и предпринимать меры для устранения выявленных нарушений. Невыполнение таких действий трактовалось судьями как грубое нарушение лицензионных требований исполнителем и служило основанием для привлечения его к ответственности за административное правонарушение по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В сентябре же 2016 года в Правила противопожарного режима были внесены изменения, правительство РФ сделало в пункте 61 отсылку к национальному стандарту по вопросу проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты.

Стандарт появился спустя год (речь идет о ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений.

Общие требования», далее — ГОСТ Р 57974-2017) и установил дополнительное требование к стороннему исполнителю проверки работоспособности — подтверждение компетенции в системе добровольной сертификации.

Именно с этого момента вопрос о разделении понятий технического обслуживания и проверки работоспособности стал остро: специалисты пришли к выводу, что для технического обслуживания достаточно лицензии МЧС России, а для проверки работоспособности — «обязательно» наличие сертификата соответствия.

Чем регламентирована проверка работоспособности АУПС, АУПТ и СОУЭ: обзор последних изменений

Проверка работоспособности систем и установок противопожарной защиты направлена на соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) в части недопущения превышения значений допустимого пожарного риска на предприятиях и в организациях. Такая проверка регламентирована пунктом 61 Правил противопожарного режима. Документ обязывает руководителя организовать проверку и оформить акт. При этом необходимо руководствоваться инструкцией на технические средства изготовителя систем и установок и национальными стандартами в этой области.

Читайте также:  Типы и виды датчиков пожарной сигнализации (тепловые, дымовые)

Говоря о стандартах как о регламентирующих документах, не следует упускать из вида их исключительно рекомендательный характер.

Статья 26 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» утверждает, что применение национального стандарта обязательно для лица только в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, по общему же правилу, документы национальной системы стандартизации применяются в добровольном порядке.

В упомянутом выше ГОСТ Р 57974-2017 к системам противопожарной защиты, которые подлежат проверке, относятся:

  • АУПТ — автоматические и автономные установки пожаротушения;
  • автономные устройства пожаротушения;
  • АУПС — автоматические пожарные сигнализации;
  • СОУЭ — системы оповещения и управления эвакуацией;
  • системы противодымной защиты;
  • внутренние противопожарные водопроводы.

В документе также отражены общие требования и периодичность проведения проверок работоспособности, порядок их организации и требования к технической документации. В числе прочих документов ГОСТ Р 57974-2017 отсылает к следующим стандартам:

Кто проводит проверку работоспособности АУПС, АУПТ и СОУЭ. Обязательна ли «добровольная» сертификация?

Национальный стандарт ГОСТ Р 57974-2017 выдвигает четкие требования к лицам (организациям и индивидуальным предпринимателям), уполномоченным участвовать в проверке работоспособности систем противопожарной защиты (далее — ППЗ) в качестве специалистов.

Напомним, что организацией этого мероприятия занимается руководитель проверяемого предприятия, и именно на его плечи ложится ответственность за подбор квалифицированных участников.

Согласно ГОСТ Р 57974-2017, в качестве специалиста альтернативно привлекается:

  • штатный эксперт-аудитор;
  • на договорной основе лицо, компетентность которого подтверждена системой добровольной сертификации.

Понятие эксперта-аудитора, а именно эксперта в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) определено в статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Таковым является должностное лицо, аттестованное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обладающее специальными знаниями.

При этом, как сообщает МЧС России, до настоящего момента порядок аккредитации таких экспертов не установлен, а в действующих документах разъяснений по этому поводу нет.

Вместе с тем, в августе 2017 года МЧС России подготовлен Проект постановления Правительства РФ «Об аттестации экспертов в области оценки пожарного риска», который до сегодняшнего дня активно обговаривается учеными и практиками. Документ устанавливает, что аттестацию будет проводить территориальный орган МЧС России. Проект предусматривает:

  • критерии аттестации;
  • перечень документов, необходимых предоставить заявителю;
  • сроки рассмотрения заявления;
  • порядок проведения квалификационного экзамена;
  • правила формирования реестра экспертов;
  • порядок прекращения его полномочий.

Таким образом, пока вопрос с подтверждением компетентности эксперта-аудитора остается открытым, руководителю организации ничего не остается, как обращаться к «лицу, компетенция, которого подтверждена системой добровольной сертификации».

В этой связи стоит обратиться к Федеральному закону № 184-ФЗ «О техническом регулировании», который предусматривает обязательное подтверждение соответствия только для продукции, в то время как работы и услуги являются объектами добровольного подтверждения, т.е.

обязательному подтверждению не подлежат.

Несмотря на это, определение, использованное в ГОСТ Р 57974-2017, не дает никакого другого варианта подтверждения компетентности, кроме как с помощью системы добровольной сертификации. Таким образом, термин «добровольность», в отсутствие альтернативы, по факту несет скорее «обязательный» характер.

Исходя из Перечня национальных стандартов, необходимых для применения и исполнения Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2009 года № 304-р, ГОСТ Р 57974-2017 в перечень «обязательных» стандартов до настоящего момента не внесен, однако это не означает, что изменения не могут произойти в ближайшее время. В связи со спецификой регулирования, в частности, в связи с ужесточением требований к привлекаемой экспертной организации, а также периодичности мероприятий, процедура проведения проверки работоспособности существенно усложнится. В этом случае под удар попадут, в первую очередь, представители малого и среднего бизнеса: теперь они обязаны будут организовывать не только техническое обслуживание, но и проверку работоспособности, при чем, силами различных организаций (имеющих лицензию МЧС РФ и подтвердивших компетенцию в системе добровольной сертификации соответственно).

Как подтвердить компетентность в системе добровольной сертификации по новому ГОСТу

Система добровольной сертификации — это система, созданная юридическими лицами и/или индивидуальными предпринимателями для подтверждения соответствия товаров и услуг требованиям действующих нормативов.

Реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации ведется на сайте Росстандарта. Сегодня в Реестре содержатся более 40 систем сертификации, в названиях которых прямо закреплено словосочетание «пожарная безопасность».

Несмотря на это сегодня на сайте Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (далее — НСОПБ) содержится утверждение о том, что «для проведения проверки работоспособности систем и элементов противопожарной защиты собственник может просто выбрать организацию, чья компетентность подтверждена в рамках НСОПБ».

Таким образом, НСОПБ сегодня позиционируется как фактически единственная организация, которая может подтвердить компетентность лиц (как экспертной организации, так и экспертов-аудиторов) в системе добровольной сертификации на монопольной основе.

Для этого экспертная организация должна содержать в штате как минимум:

  • двух экспертов;
  • двух испытателей;
  • испытательную лабораторию.

Специалист же должен обладать высшим или средним профессиональным профильным образованием, иметь соответствующий стаж практической деятельности и пройти необходимую подготовку.

По результатам проверки документов и в случае принятия решения об аккредитации (аттестации) экспертная организация получает Свидетельство об аккредитации (подтверждении компетентности) и утвержденные области оценки соответствия органа по сертификации и испытательной лаборатории, а эксперт — аттестат компетентности.

На официальном сайте НСОПБ размещены письма МЧС России, Научного исследовательского Московского государственного строительного университета, ФАУ «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве», из которых делается вывод о необходимости и достаточности сертификата системы НСОПБ для оценки и подтверждения соответствия монтажа, ремонта, технического обслуживания и работоспособности систем и элементов противопожарной защиты.

В этой связи хотелось бы, в первую очередь, обратить внимание на существование предусмотренного Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрета на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг. Нашумевшим примером применения этой статьи в практике Федеральной антимонопольной службы является Предупреждение, вынесенное в отношении Минобнауки России по поводу письма, в котором были указаны хозяйствующие субъекты, действующие на рынке услуг по добровольной сертификации спортивного оборудования и инвентаря. Федеральная антимонопольная служба посчитала такие действия ограничением выбора хозяйствующих субъектов и созданием дискриминационных условий на рынке услуг по проведению добровольной сертификации.

Кроме этого, законодательством о защите конкуренции предусмотрены запреты на:

  • недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение;
  • недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения;
  • злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Учитывая изложенное, действия и документы НСОПБ, определенно, подлежат правовой оценке Федеральной антимонопольной службой и другими уполномоченными организациями.

Порядок осуществления и документальное оформление проверки работоспособности ППЗ: акт или сертификат

Национальный стандарт ГОСТ Р 57974-2017 определяет такую периодичность проверки работоспособности систем противопожарной защиты:

  • один раз в квартал — для АУПС и СОУЭ;
  • один раз в полгода — для систем противодымной защиты, АУПТ, а также внутреннего противопожарного водопровода.

Проверки работоспособности делятся на плановые — в соответствии с графиком и внеплановые — проводимые по необходимости. В ходе этого мероприятия изучению и оценке подлежат как непосредственно системы и установки, так и документы на них. Перечень необходимой для проведения проверки документации содержится в пункте 7.2 ГОСТ Р 57974-2017.

Существенно, что для проверки используется только аттестованное испытательное оборудование и поверенные средства измерений. Методика проверки базируется на межгосударственных и национальных стандартах, а также технической документации завода-изготовителя.

Долгое время для целей технического обслуживания и проверки работоспособности систем ППЗ использовались Временные методические рекомендации по проверке систем и элементов противопожарной защиты зданий и сооружений при проведении мероприятий по контролю (надзору), утвержденные Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору 3 июля 2014 года. Этот документ содержит краткое описание методов проверки отдельно для каждого вида систем и установок ППЗ.

В результате проверки комиссия составляет:

  • акт проверки — если в состав комиссии входит эксперт-аудитор;
  • сертификат соответствия или акт о наличии неисправностей — если проверка проводится экспертной организацией.

Форма акта проверки работоспособности содержится в Приложении № 19 к приказу МЧС России от 28 мая 2012 года № 292 «Об утверждении форм документов, используемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в процессе лицензирования в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». В акте указываются:

  • данные проверяемого предприятия и эксперта;
  • период проведения проверки;
  • вид проверяемых систем ППЗ;
  • перечень проведенных работ;
  • результаты проверки, вывод о работоспособности или неработоспособности системы.
Читайте также:  Виды пожарных систем в квартирах: пороговая безадресная, адресно-опросная, адресно-аналоговая

В случае же привлечения экспертной организации, по результатам проверки работоспособности предприятие получает сертификат соответствия, который регистрируется в Федеральном реестре государственного технического комитета по стандартизации и учитывается при формировании индикатора пожарного риска на объекте защиты. Последнее, безусловно, дает предприятию, привлекающему экспертную организацию, существенные преимущества и делает этот вариант организации более привлекательным.

Таким образом, проверка работоспособности систем и установок ППЗ — это самостоятельная процедура, организовываемая руководителем предприятия с обязательным привлечением экспертов в области пожарной безопасности.

Национальный стандарт в этой области настоятельно рекомендует пользоваться услугами специалистов, компетентность которых подтверждена в системе добровольной сертификации.

Такое регулирование существенно усложняет организацию проверки и возлагает на представителей бизнеса дополнительные затраты, что выглядит крайне непоследовательно с учетом оглашения Президентом России в очередном послании Федеральному Собранию новых экономических и социальных перспектив для малого и среднего бизнеса.

Источник: сайт Альянс «Комплексная безопасность»

Статью прислал: Справка01

Источник: https://xn--01-6kcaj2c6aih.xn--p1ai/articles/pozh_sign/proverka_rabotosposobnosti_sistem_protivopozharnoj_zawity/

Проверка работоспособности охранной сигнализации

Для того чтобы проверить работоспособность охранных извещателей, а также иных приборов, которые обеспечивают охранные функции и для исключения ложных срабатываний необходимо обслуживание охранной сигнализации.

Подразделяется обслуживание на внеплановое и плановое.

При плановом следует проверять:

— Внешний вид аппаратуры, состояние монтажа и крепление.
Осмотр внешнего вида у аппаратуры позволит выявить запыление у приборов, а визуальный осмотр шлейфов у сигнализации – повреждения. Если выявлены запыления, в особенности на оптико-электронных приборах, их нужно протереть.

Помимо прочего, необходимо обратить внимание и на то, как располагается датчик. Бывает так, что охранные извещатели в процессе использования охранной сигнализации заставляют шкафами, или же мимо них проносят габаритные вещи, которые зацепляют их, что приводит к поворачиванию извещателей в другую сторону.

В данном случае стоит немедленно исправить все нарушения.

— Работоспособность приемно-контрольных устройств и приборов, срабатывание извещателей.
Срабатывание охранных извещателей дает возможность выявить их способность выдать при срабатывании тревожное сообщение. Почти все охранные извещатели оборудованы реле.

При залипании контактов реле перестает выдаваться сообщение о том, что в охраняемой зоне присутствует нарушитель. В том случае, если извещатель на первый взгляд работает нормально, однако шлейф охранной сигнализации не разрывает, то нужно просто постучать по реле. Если и данный способ не сработал, то извещатель нужно заменить.

Проверяя приемо-контрольные устройства и приборы, вы можете быть уверены в том, что вам придет сообщение при возникновении тревожной ситуации.

— Состояние переходов (гибких соединений). Протягиванием винтов проверяется состояние в коммутационных коробках соединений. Если присутствует окисление контактов, проводится их зачистка. Проводя работы в коммутационных коробках нужно соблюдать осторожность, так как в случае сильного затягивания винтов есть вероятность обрыва под винтом шлейфа сигнализации.

При необходимости таким же образом происходит зачистка и затягивание контактов в охранных приборах.

— Работоспособность резервных и основных источников электропитания. Измерением выходного питания у резервного источника питания и выходного напряжения у основного источника питания производится работоспособность источников питания.

Измерения должны быть идентичными при использовании качественной аккумуляторной батареи и резервного источника питания. При отключенном питании в 220 Вольт допустимо небольшое проседание напряжения.

Емкость у аккумуляторных батарей проверяют при помощи специального тестера.

— Работоспособность звуковых и световых оповещателей.

Проверку звуковых и световых оповещателей можно провести двумя способами: постановкой на охрану охраняемого объекта и последующим срабатыванием, прямой подачей рабочего напряжения на оповещатель.

Световой оповещатель при постановке на охрану охраняемого объекта должен гореть ровным светом. Проверяя работоспособность у светозвуковых оповещателей, проверьте и контакты.

Как правило, оповещатели монтируют на улице и контакты, подверженные атмосферным осадкам, могут окисляться.

— Общая работоспособность всего комплекса, системы. Работоспособность системы осуществляется следующим образом: все оптико-электронные извещатели завешивают тряпками или коробками, все окна и двери закрывают, ставится сигнализация. После того, как будет поставлена сигнализация на охрану, срабатывание каждого извещателя осуществляется отдельно.

Необходимо проверить на срабатывание каждый извещатель по отдельности. В том случае, если какой-либо охранный оповещатель не сработал, его заменяют на исправный. Проверяя GSM-сигнализацию необходимо извлечь СИМ-карту после получения при первом срабатывании тревожного сообщения.

Если не сделать этого, то при большом количестве извещателей баланс вашей СИМ-карты снизится существенно.

Наша компания с удовольствием возьмёт все трудности обслуживания на свои плечи, достаточно оформить договор на обслуживание охранной сигнализации.

Источник: http://xn--80ades4b.xn--p1ai/proverka-rabotosposobnosti-okhrannoi-signalizatsii

Акт проверки работоспособности пожарной сигнализации. Образец 2018 года

Формирование акта проверки работоспособности пожарной сигнализации является обязательным документом, сопровождающим контрольные мероприятия в отношении пожарных систем.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк акта проверки работоспособности пожарной сигнализации .docСкачать образец акта проверки работоспособности пожарной сигнализации .doc

Где устанавливаются пожарные сигнализации и зачем они нужны

Область применения пожарных сигнализации практически безгранична. Однако существуют места, в которых их установка должна производиться в обязательном порядке:

  • детские учреждения (садики, школы и прочие учебные заведения);
  • больницы и поликлиники;
  • административные здания;
  • магазины;
  • торговые и офисные центры;
  • кинотеатры.

То есть, по сути, все те помещения, здания и сооружения, где собирается большое количество людей одновременно.

Роль пожарных сигнализаций переоценить невозможно – при серьезной нагрузке на электрические сети, которые очень часто испытывают коммуникации (большое количество одновременно включенных приборов, яркое освещение и т.д.), своевременная подача сигнала тревоги может предотвратить самые серьезные последствия.

Именно поэтому условия установки и обслуживания пожарных систем, в том числе и пожарных сигнализаций, регламентируются законом и должны исполняться строжайшим образом.

Кто может устанавливать и обслуживать пожарную сигнализацию

Работа по установке и дальнейшем сопровождении пожарных сигнализаций разрешается не всем.

Допуск имеют только специальные лицензированные организации, сотрудники которых прошли профессиональную подготовку.

При этом еще на этапе ввода здания в эксплуатацию пожарная сигнализация должна пройти «экзамен» со стороны Государственного пожарного контроля, а впоследствии все действия с данными приборами должны осуществляться с соблюдением определенных требований и стандартов.

Проведение проверок

Проверка установленной пожарной сигнализации должна производиться с определенной периодичностью.

При этом мероприятии обязаны присутствовать как минимум две стороны: представитель организации, обслуживающий данный объект, и сотрудник предприятия, во владении которого находится здание или помещение с пожарной сигнализацией. При необходимости состав комиссии может быть расширен за счет сторонних экспертов.

Зачем нужен акт о проверке

Каждый раз контрольные работы должны сопровождаться составлением соответствующего акта. В нем фиксируются:

  • сам факт проверки;
  • состояние приборов;
  • выявленные поломки, недостатки и прочие дефекты.

В процессе проверки также оцениваются степень износа пожарной сигнализации, риски при ее дальнейшей эксплуатации и предлагаются меры по устранению недочетов с установкой конкретных сроков.

Акт является очень важным документом, он свидетельствует о том, что работы по обслуживанию пожарной сигнализации проводятся своевременно и в полном объеме.

Также его наличие позволяет, в случае проверок сотрудниками надзорных ведомств, избежать возможных штрафных санкций.

Особенности составления акта

Обязательного к применению, унифицированного образца акта проверки работоспособности пожарной сигнализации нет, поэтому сотрудники предприятий и организаций могут каждый раз при надобности либо составлять акт в свободной форме, либо, если в компании есть разработанный и утвержденный шаблон документа – писать акт по его образцу. При этом единственное, что нужно соблюдать – чтобы по своему составу акт отвечал некоторым нормам делопроизводства, а по тексту – включал в себя ряд определенных данных.

Заполнение шапки акта

В «шапке», в частности, следует всегда указывать:

  • наименование документа, место и дату его составления;
  • комиссию, которая проводила проверку пожарной сигнализации – можно ограничиться названиями организаций, но при необходимости следует вписать должности, имена-фамилии-отчества конкретных работников, участвующих в контрольных мероприятиях.

Заполнение основной части акта

В основной части нужно:

  • удостоверить факт проведения проверки;
  • написать наименование организации – владельца пожарной сигнализации и адрес, по которому она установлена;
  • дать ссылку на договор, в соответствии с которым осуществляются проверочные работы.

При желании в акт можно вписать и другую информацию (например, более подробно расписать данные о пожарной сигнализации, результатах ее обследования).

К формированию акта надо относиться очень внимательно, стараясь не допускать ошибок, неточностей и уж тем более не вписывать в документ непроверенные или заведомо ложные данные, т.к. они впоследствии могут привести к серьезному наказанию со стороны надзорных органов.

На что обратить внимание при оформлении

В определении законности документа то, как именно оформлен акт, значения практически не имеет. Он может быть написан на фирменном бланке или же на обычном листе любого удобного формата, набран на компьютере или же составлен в рукописном виде.

Проследить нужно только за тем, чтобы акт включал в себя «живые» подписи ответственных лиц – при этом, в данном случае использование факсимильных автографов, т.е. отпечатанных каким-либо способом, запрещается.

Читайте также:  Подключение вызывной панели видеодомофона: схема коммутации и тип монтажа

Удостоверять бланк акта при помощи штемпельных изделий в обязательном порядке надо только в том случае, если норма по использованию печатей и штампов закреплена в нормативно-правовых актах фирмы (это правило действует и для ИП и для юридических лиц).

Условия хранения документа

Должным образом составленный и завизированный бланк необходимо содержать в отдельной папке в месте, к которому нет доступа посторонним людям. Длительность хранения определяется законодательством РФ или внутренними нормативными бумагами организации. После утраты актуальности акт можно утилизировать.

Источник: https://assistentus.ru/forma/akt-proverki-raboty-pozharnoj-signalizacii/

Проверка пожарной сигнализации

В любой современной системе пожарной сигнализации самое главное – это ее работоспособность. Важно, чтобы она вовремя сработала и предупредила людей об опасности, ведь таким образом можно сохранить людские жизни.

Следует различать техническое обслуживание устройства и проверку рабочего состояния. Ведь обслуживанием занимается сама компания, а для проверки необходимо привлекать лицензированные организации, которые на этом специализируются.

Итак, поговорим в статье о том, как происходит проверка пожарной сигнализации.

После проверки пожарной сигнализации все должно быть задокументировано. Для этой цели составляется специальный акт, который подтверждает, что система функционирует. Эту бумагу подписывают должностные лица. Составляют ее две стороны: руководитель предприятия, которому нужна проверка, и подрядчик, имеющий лицензию на проведение работ. Процедура должна носить ежеквартальный характер.

Чтобы провести мониторинг сигнализации, обследованию подвергаются устройства, которые входят в ее состав. Специалист проверяет правильность их расположения и отсутствие помех. Также обследованию подвергаются изоляция и защита всех компонентов. Образец акта проверки автоматической сигнализации и бланк вы сможете отыскать здесь. Это официальная форма.

Как все проходит

Порядок проверки и ее регламент сводятся к двум вариантам:

  1. Оценка всей системы на работоспособность. Для этого создается имитация включения датчиков сигнализации. Специалист с помощью пульта управления задает определенные команды. Магнитный ключ также может спровоцировать тревожный сигнал. Но этот вариант плох тем, что он не способен оценить качество датчиков, которые реагируют на высокую температуру и дым.
  2. Создание имитации пожара. Для этого используется специальное приспособление, которое специалист подносит к чувствительным датчикам. Это устройство обнаруживает дым и высокую температуру. Эта проверка хороша тем, что лучше проверяет сигнализацию противопожарного назначения, но она и более затратная.

Эти два способа определяют, выполняет ли сигнальная система требования и способна ли она спасти здоровье и жизни людей.

Заполнение документации

Протокол проверки оформляется не реже двух раз в год. Таковы сроки, установленные действующим российским законодательством. Эти сроки обязательны к соблюдению, иначе организации грозят штрафные санкции от уполномоченных органов. Существуют правила заполнения акта. Так, протокол должен содержать следующие данные:

  • Точное местоположение фирмы, в которой проводится проверка пожарной системы.
  • Вид сигнализации, модель.
  • Перечисление всех проводимых операций.
  • Точные сроки проверки.
  • Заключение.

В заключении прописываются нарушения, а также оценивается состояние приборов.

И в заключение

Руководитель должен подписать приказ о проведении проверки систем, после чего уже к работе приступает лицензированный подрядчик.

Можно для этой цели обращаться и к государственным службам, которые занимаются противопожарной безопасностью.

Главное, соблюдать периодичность, ведь руководитель фирмы должен понимать, что проверка работоспособности и корректности функционирования пожарной системы является мерой, необходимой и направленной на защиту здоровья людей.

Источник: https://zhazhda.biz/base/proverka-pozharnoj-signalizacii

Проверка систем пожарной сигнализации. статьи компании «ооо «аксиома безопасности»»

Содержать систему в должном порядке очень важно. От этого зависит сохранность имущества и жизни людей.

Еще совсем недавно монтаж пожарной сигнализации не считался необходимым. Ее устанавливали только на специализированных предприятиях повышенной пожароопасности.

Доказав свою полезность, система прочно вошла в список необходимых инженерных сетей любого здания. Появилось целое направление в проектировании, монтаже и поставке пожарного оборудования.

Специалисты по пожарным системам до мелочей продумывают свои проектные решения. А все для того, чтобы защитить каждый квадратный метр от угрозы возгорания.

ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ

Функции у системы пожарной сигнализации много, вот лишь некоторые из них:

  1. выявление возгорания на ранней стадии.
  2. передача сигнала о пожаре на центральный охранный пульт.
  3. остановка и опускание лифтов на первый этаж.
  4. запуск системы оповещения о пожаре и управления эвакуацией.
  5. отключения общедомовой вентиляции.
  6. включение системы дымоудаления.
  7. включение системы автоматического пожаротушения.

Сочетая все эти функции, система становится сложным комплексом устройств, которые нуждаются в специализированном монтаже, настройке и эксплуатации. Для этого необходимо, чтобы все службы работали профессионально и быстро.

После монтажа пожарная сигнализация передается в эксплуатирующую организацию по акту приемки. С этого момента на их плечи ложится контроль за корректной работой всех приборов системы. Ежедневные и ежемесячные проверки фиксируются в специальном журнале, который могут в любое время проверить сотрудники МЧС и Госпожнадзора.

ПРАВИЛА ПРОВЕРКИ

Содержать систему в должном порядке очень важно. От этого зависит сохранность имущества и жизни людей. Эксплуатирующая организация должна вовремя обнаруживать дефекты системы. Если они относятся к неисправностям оборудования или кабельной продукции необходимо вызвать монтажную организацию для устранения.

Помимо этого необходимо приглашать специалистов для проверки срабатывания системы. Этим занимаются организации, имеющие соответствующие лицензии.

Проверка проводится не менее двух раз в год. Её итогом является составление акта проверки работоспособности автоматической пожарной сигнализации, согласно приказу МЧС РФ № 292 от 28.05.2012 г.

В нем, как правило, указывают адрес места проверки, типа сигнализации, методы проверки и заключение о состоянии готовности системы к пожару. Подписывается акт проверки пожарной сигнализации ответственными представителями проверяющей и эксплуатирующей организации.

При дальнейшей проверке системы государственными органами данный акт необходимо прикладывать вместе с журналом технического обслуживания.

Во время проверки необходимо обратить внимание не только на исправность приемно-контрольных приборов извещателей и оповещателей, а также состояние шлейфов и путей эвакуации. Согласно регламенту проверки у эксплуатирующей организации на руках должны быть следующие документы:

  • исполнительная документация на монтаж системы.
  • сертификаты, паспорта, инструкции по эксплуатации приборов.
  • акт о принятии системы в эксплуатацию.
  • журнал плановых проверок.
  • акт о проведении последней проверки работоспособности АПС.

После проверки наличия необходимой документации, проводят визуальный осмотр, в ходе которого выявляют:

  • соответствие смонтированных приборов с проектом.
  • соответствие заводских номеров по паспорту
  • соответствие марки шлейфов по сертификатам
  • целостность заводских пломб на оборудовании.
  • отсутствие механических повреждений приемно-контрольных приборов, датчиков, оповещателей и шлейфов, а также заземления.
  • наличие защитных средств.
  • правильность расположения извещателей и других приборов согласно нормам пожарной безопасности и ПУЭ.

ОСНОВНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

После осмотра проводят испытания системы. Суть испытания состоит в том, чтобы выявить слабые места системы. Для этого есть два варианта. Первый – это полная проверка системы. Для этого, с помощью специальных сигналов с пульта имитируется пожар. Если оповещатели сработали незамедлительно — это значит, проверка пройдена.

Второй способ – выборочная проверка.

К случайно выбранным, датчикам-извещателям подносят телескопическое устройство, на конце которого закреплен специальный стакан, внутри которого помещают нагревательный прибор (если датчики тепловые) или специальные материал, имитирующий задымление (если в датчике стоит фотоэлемент). Если раздается сигнал тревоги, значит проверка пройдена. Многие специалисты считают такой способ наиболее эффективным, так как он приближен к реальным условиям. Главный недостаток второго способа — это длительное время.

Во время проверки, также смотрят на корректную работу системы при переходе от основного источника питания к резервному.

При отключении от сети сигнализация должна автоматически перейти на аварийное питание без отключений и нарушений в работе. Таким образом, выявляют недостатки электропитания.

При проверке журнала технического обслуживания выявляют, сколько было «ложных» вызовов за время работы системы и почему. Затем просматривают информацию о проведенных работах по исправлению системы.

Индикаторы прохождения сигнала также проверяются во время осмотра. Главным тут является их исправность и правильность срабатывания. В нормальном состоянии датчики должны быть зеленого цвета, а при пожаре или нарушения целостности трассы красным.

Любая процедура проверки регламентирована. Периодичность и состав комиссии определяет эксплуатирующая организация.

Перед началом проверки руководители организаций-участников издают приказ о назначении ответственных лицах, которые будут проводить проверку, а также заранее приглашают инспектора МЧС.

Это процедура необязательна, но не лишена смысла. Ведь именно представители МЧС проверяют работоспособность пожарной сигнализации в дальнейшем.

Выявление неисправностей системы пожарной сигнализации является необходимой мерой. Спасение жизни людей при пожаре очень важно. В аварийной ситуации система должна работать четко и без сбоев. Её задача состоит в том, чтобы вовремя оповестить о пожаре, а также скоординировать работу смежных с нею систем (пожаротушения, управления эвакуацией).

Чем чаще проверяется система, тем надежнее она будет работать в реальной аварийной ситуации. Проверку необходимо доверять только квалифицированным специалистам.

Выявленные неисправности устранять немедленно и повторно проверять систему. Привлекать к проверке инспекторов государственных служб для более компетентного заключения.

Нельзя забывать, что не вовремя замеченный пожар, может стать причиной гибели людей.

Заказать услугу Обслуживание систем пожарной сигнализации можно в нашей компании по телефону 254-52-73

Источник: https://911market.ru/a200862-proverka-sistem-pozharnoj.html

Ссылка на основную публикацию