Классификация пожарных вентилей по: материалу корпуса, диаметру и типу монтажа

Вентиль пожарный: характеристика видов и особенности устройства

Классификация пожарных вентилей по: материалу корпуса, диаметру и типу монтажа

Для ликвидации пожара требуется целая система, состоящая из гидранта, рукавов, запорной арматуры и прочих видов элементов.

Эти устройства позволяют подавать воду непосредственно к месту возгорания. Ни одна система пожаротушения не обходится без качественной запорной арматуры, к которой относится вентиль пожарный.

Рассмотрим, какие виды существуют, их отличия и преимущества использования.

Нормативные акты

Во всем, что касается систем пожаротушения, регламентация происходит со ссылкой на такие документы:

  • НПБ 154-2000. Этот нормативный акт раскрывает все данные о технике пожарной, клапанах пожарных кранах. Также он регламентирует техническую часть: требования безопасности и способы проведения испытаний оборудования.
  • ГОСТ Р 53278-2009. Предыдущий документ дает ссылку на этот ГОСТ как на основополагающий документ, в котором дано более четкое описание определений регламентирующих значений.
  • ФЗ №123. Этот закон регулирует правовые ситуации при возникновении пожара, а также меры по предотвращению его.

Эти нормативные документы регламентируют все сферы, от производства запорной арматуры до ее использования и испытания.

Что это такое?

Вентиль пожарный (он же клапан) входит в состав крана. Устанавливается на внутренней системе подачи воды для тушения пожара с температурой жидкости или газа до 50 °С.

Один конец этого изделия выполняется в виде муфты, а второй – цапковый (внешняя резьба), для навертывания соединительной муфтовой головки.По конструкции вентили пожарные ничем не отличаются от обычных аналогов. Различие — лишь в диаметре и материале исполнения.

В своей конструкции они имеют маховик, втулку, набивку сальника, корпус головки, резьбу штока, изоляцию, клапан с прокладкой.

Виды

Можно выделить несколько видов по разным признакам:

  • По типу монтажа — канальные, стеновые.
  • По виду внешней конструкции корпуса — угловые (90° или 125°), проходные, прямоточные.
  • По функции — запорные, запорно-регулирующие, специальные.
  • По материалу — чугунные, латунные.
  • По внутреннему диаметру — 50 мм или 65 мм.
  • По типу соединения — муфта/муфта, муфта/цапка. Цапка в пожарном вентиле позволяет присоединять шланг с брандспойтом (металлический наконечник пожарного шланга).

Разнообразие классификаций не влияет на основное качество такой арматуры – надежность.

Требования к вентилю

Есть ряд предписаний к пожарным клапанам:

  • герметичность изделия и соединений;
  • номинальный проход — от 40 до 65 мм;
  • давление рабочее в момент подачи воды — не менее 1 МПа;
  • рабочее давление осуществляется под клапан;
  • температура рабочая не должна превышать 50 °С;
  • количество оборотов до открывания — от 4 до 6, в зависимости от номинального прохода;
  • вращение маховика — правое;
  • обязательная опрессовка в течение 12 часов перед продажей.

Все эти требования позволяют максимально быстро в условиях пожара запустить систему в действие в экстремальных условиях.

Материал исполнения

Вентиль пожарный производят из чугуна и латуни.Это связано с тем, что такие изделия должны обладать прочностью и надежностью. Чугун и латунь отличаются такими характеристиками, а именно антикоррозийностью, прочностью и способностью выдерживать высокое давление системы.Все эти свойства позволяют использовать такие изделия в течение продолжительного срока.

Маркировка

Свойства крана отображаются не только в буквенном, цифровом обозначении, но и в символьном, и в цвете покраски корпуса. Маркировка наносится с помощью литья и должна содержать следующие данные:

  • номинальный диаметр;
  • номинальное давление;
  • материал корпуса;
  • товарный знак и/или наименование производителя;
  • направление подачи рабочей среды;
  • год выпуска;
  • стрелку-указатель направления рабочей среды;
  • обозначение прокладки для фланцевого уплотнителя и т. д.

Остальные виды маркировки наносятся согласно требованиям нормативной документации и предписаниям.

Цветовая маркировка раскрывает, из какого материал выполнен корпус:

  • черный – серый, ковкий, высокопрочный чугун;
  • серый – углеродистая сталь;
  • синий – легированная сталь;
  • голубой – высоколегированная сталь, коррозионно-стойкие и жаропрочные сплавы.

Как видно, вентиль пожарный свои характеристики полностью раскрывает в маркировке.

Особенности монтажа и обслуживания

Различные виды конструкций позволяют устанавливать вентиль пожарного крана в любом положении.Запрещен монтаж маховиком вниз. В условиях пожара работа с системой подачи воды должна быть доступной и легкой. В экстремальной ситуации важна каждая секунда, поэтому вентиль должен просто открываться в 4-6 оборотов.

Современные конструкции позволяют выполнять такие действия без дополнительных рычагов.При монтаже должна соблюдаться герметичность системы. При установке вентиля на трубопровод подтягиваются соединения прокладочные и сальникового уплотнителя. Перед монтажом труба должна быть тщательно отчищена от грязи и песка.

Требования к устройству:

  • Допускается установка вентиля с использованием соединительной головки.
  • При выходе из строя (износе) сальникового уплотнителя его заменяют.
  • Шток подлежит периодической смазке.
  • Регулярная проверка оборудования испытаниями.
  • При окончании срока годности оборудования его демонтируют и отправляют на утилизацию.
  • Срок службы вентилей зависит от правильно выполненного монтажа и технического обслуживания.

Вентиль запорный пожарный – один из важных устройств системы пожаротушения. От его качества и правильного монтажа зависит скорость и возможность его использования в чрезвычайных ситуациях. А от этого напрямую зависит жизнь человека. Поэтому на предприятиях строго запрещено использование пожарного оборудования, не соответствующего нормативной документации.

При покупке таких устройств, как вентиль, необходимо запрашивать сертификат соответствия.

Обращайте внимание на маркировку, на то, насколько она правильно нанесена и соответствуют ли технические характеристики требуемым. Ни в коем случае не следует брать изделия сомнительного происхождения.

Они не отличаются надлежащим качеством и надежностью. Экономить на таких изделиях не стоит, от них напрямую зависят жизнь и здоровье людей.

Источник: http://102mikro.ru/article/271808/ventil-pojarnyiy-harakteristika-vidov-i-osobennosti-ustroystva

Кран пожарный, клапан пожарный, вентили пожарного крана

ЦЕНЫ УТОЧНЯЙТЕ ПРИ ЗАКАЗЕ!

Клапан пожарного крана относится к арматуре пожарного оборудования, которая устанавливается в системы внутреннего пожарного водопровода и является неотъемлемой частью водяного пожаротушения на объекте при рабочем давлении 1,6 МПа. Существует два типа внутреннего клапана пожарного крана по материалу изготовления: чугунный и латунный, отсюда и обозначение пожарного крана маркой (Ч) либо (Л).

Так же вентили классифицируются по виду монтажа пожарного крана к трубопроводу и имеют резьбу муфтовую либо цапковую (внутреннюю, наружную).

Устройство пожарного крана разное, так при монтаже шкафа для пожарного крана не всегда труба внутреннего водоснабжения имеет удобное расположение, поэтому все вентили имеют различный вид (конфигурацию) для установки: угловые 125° КПЧ, КПЛ, КПЛМ и 90°, так же прямые пожарные клапаны типа 15БЗР.

Вентиль пожарного крана изготовлен из высококачественных материалов: латунь — вентиль 15Б3Р, КПЛ, КПЛМ и чугун — вентиль КПЧ, сплава железа и углерода, что придает высокую надежность в работе систем пожаротушения, а так же материал нержавеющий и не поддающийся коррозии. На входном и выходном отверстии клапана имеется резьба различного типа муфта или цапка.

Кран пожарный — при установке внутренних пожарных кранов необходимо обработать резьбу вентиля и затем прикручивать его к системе водопровода, что позволяет сразу вводить пожарный кран в эксплуатацию.

Сложная конструкция, как и любое другое пожарное оборудование требует проверки и испытания.

Проверка пожарных кранов производится не реже двух раз в год : проверка работоспособности, рабочего давления, сальникового уплотнения.

Вентиль 15Б3Р прямой Ду-50 латунь, муфта/муфта

Технические характеристики

Материал исполнения пожарного клапана: латунь Температура использования: до 70°С Тип: муфта — муфта Материал уплотнителя затвора 15б3р: резина Управление: ручное или с помощью ключа Диаметр входного/выходного отверстия: 51мм Рабочее давление: 1МПа Класс герметичности: «В»

Масса: 1,65 кг

Вентиль 15Б3Р прямой Ду-50 латунь, муфта/муфта производится как запорный клапан, который устанавливается в системе внутреннего противопожарного водопровода и предназначен для открытия потока воды в пожарном кране. Эксплуатируются при рабочей температуре до 50С и при давлении до 1,6МПа.

Клапан пожарного крана прямой латунный 15-Б3Р

Технические характеристики

Рабочее давление, МПа 1,6

Строительная длина,мм(l) 128

Высота мм (H) 151

Присоединительная резьба дюйм (G) 2

Рабочая среда вода и др. нейтральные к латуни среды

Масса,кг, не более 1,180

Максимальная температура рабочей среды °C 70

Вентиль пожарный прямой латунный 15-Б3Р — запорный клапан, который устанавливается в системе внутреннего противопожарного водопровода и предназначен для открытия потока воды в пожарном кране. Эксплуатируются при рабочей температуре до 50С и при давлении до 1,6МПа.

Клапан пожарного крана прямой латунный 15-Б3Р

муфта/цапка

Технические характеристики

Рабочее давление, МПа 1,6

Строительная длина,мм(l) 117

Высота мм (H) 150

Присоединительная резьба дюйм (G) 2

Рабочая среда вода и др. нейтральные к латуни среды

Читайте также:  Типы и виды датчиков пожарной сигнализации (тепловые, дымовые)

Масса,кг, не более 1,4

Максимальная температура рабочей среды °C 50

Вентиль пожарный прямой латунный 15-Б3Р м/ц — запорный клапан, который устанавливается в системе внутреннего противопожарного водопровода и предназначен для открытия потока воды в пожарном кране. Эксплуатируются при рабочей температуре до 50С и при давлении до 1,6МПа.

Вентиль 1Б1Р прямой Ду-50 латунь, муфта/цапка

Вентиль 1Б1Р прямой Ду-50 латунь, муфта-цапка для установки на пожарный водопровод в виде пожарного крана. Клапан (вентиль) 1Б1Р состоит из корпуса и вентильной головки вращательного действия. Конструкция клапана 1Б1Р обеспечивает легкий и плавный ход шпинделя.

Открытие вентиля 1Б1Р до рабочего состояния наступает при вращении маховика против хода часовой стрелки на пять полных оборотов.

На каждом вентиле 1Б1Р должна быть нанесена маркировка: товарного знака завода-изготовителя, условного прохода (в дюймах), рабочего давления, стрелки-указателя направления потока рабочей среды.

Источник: http://komplekstorg.ru/kran-pozharnyy-klapan-pozharnyy-v

Пожарные вентили: характеристика, критерии выбора, помощь специалистов

Пожарные вентили – вид запорного устройства, который используется в системах пожаротушения для управления потоком рабочей среды жидкообразного или газообразного характера и ее подаче к месту тушения пожара.

Они обязательно подлежат сертификации и поступают в продажу только после прохождения всех проверок на работоспособность и надежность.

Главные показатели прочности и выносливости запорного устройства – выдерживание высокого давления внутри системы, возможность работать при рабочих средах, температура которых может быть от -200 °C до 450 °C.

Классификация

Пожарные вентили различают по многим параметрам. Они могут изготавливаться из латуни или чугуна, имеют разный диаметр (максимум до 300 мм) и назначение. Исходя из последнего, подразделяются на:

  • запорные;
  • запорно-регулирующие;
  • специальные.

Кроме этого, на рынке можно купить пожарные вентили, которыми можно управлять вручную, но при этом они не лишены функциональности. Отдельные модели комплектуются датчиками ДППК, которые отвечают за синхронизацию.

То есть при наличии достигается максимально слаженная работа запорного устройства с системой пожаротушения, причем в автоматическом режиме. Кроме этого, он способствует запуску пожарных насосов и регулирует уровень открытия вентиля.

Также большой выбор запорных устройств можно найти относительно способа установки. Они могут монтироваться как на прямом трубопроводе, так и под углом. Все эти моменты нужно учитывать.

Только в этом случае можно купить соответствующие устройства, отлично подходящие под вашу систему. Если самостоятельно сделать выбор тяжело, то лучше заказать пожарные вентили у нас.

Мы поможем подобрать, а также произведем их монтаж, согласно всем правилам и требованиям.

Преимущества пожарных вентилей

Пожарные вентили изготавливаются из прочных и износоустойчивых материалов с учетом того, в каких условиях они будут эксплуатироваться. Кроме этого, они:

  • обладают простой конструкцией, поэтому редко выходят из строя и могут работать на протяжении многих лет без сбоев, без прикипания;
  • отличаются небольшими габаритами и легкой управляемостью, что позволяет быстро предпринять меры по запуску в действие системы пожаротушения;
  • легко устанавливаются на трубопровод в любом месте системы (но следует проверять герметичность стыков во избежание проблем в дальнейшем);
  • соответствуют требуемым габаритно-весовым характеристикам, поэтому не оказывают нагрузку на систему;
  • устойчивы к коррозии;
  • реализуются по невысокой цене.

Критерии выбора

Выбирая пожарные вентили нужно учитывать многие параметры. Это гарантия того, что запорное устройство будет работать исправно и максимально эффективно. Во внимание следует принимать:

  • показатели рабочего давления;
  • максимальную температуру рабочей среды, которое может выдерживать устройство;
  • ДУ – диаметр согласно пожарному шлангу или трубопроводу пожарной системы;
  • массу устройства.

Наша продукция

У нас вы можете купить и заказать пожарные вентили, имеющие сертификаты качества и отличающиеся высокой надежностью и исправностью в работе.

У нас большой ассортимент и квалифицированная помощь специалистов, которые помогут подобрать запорное устройство, соответствующее всем параметрам вашей пожарной системы.

При необходимости пожарные вентили изготавливаются под заказ с датчиками и другими дополнительными приспособлениями.

Также оказываем услуги по созданию пожарных систем, их оптимизации и усовершенствованию. Мы сделаем все возможное, чтобы создать безопасные условия, сохранить ваше имущество и предотвратить негативные последствия. К нам вы можете обратиться с любым вопросом, касающимся пожарной безопасности. Мы поможем разработать план и реализовать его на деле, а также обеспечим обслуживание системы.

Источник: http://plan-evaco.ru/pozharnyye-ventili-kharakteristika-kriterii-vybora-pomoshch-spetsialistov

Технические характеристики, конструкции вентилей

Поиск Лекций

Вентили(клапаны) — это запорные устройствас поступательным движением затвора в направлении, параллельном потоку транспортируемой среды. Затвор перемещается с помощью системы «винт — ходовая гайка».

К надежности и герметичности перекрытия прохода предъявляются высокие требования.

Вентилиприменяют для перекрывания потоков газообразных и жидких сред в трубопроводах с диаметрами условных проходов менее 400 мм при рабочих давлениях до 250 МПа и температурой сред от минус 200 до 450 °С. На рис. 2.8 показан общий вид вентиля.


Рис. 2.8. Общий вид вентиля ALV — 4 Dy 6 — 1000 мм.

По сравнению с другими видами запорной арматуры вентили имеют следующие преимущества:

  • возможность работы при высоких перепадах давлений на золотнике и при больших величинах рабочих давлений;
  • простота конструкции, обслуживания и ремонта в условиях эксплуатации;
  • меньший ход золотника (по сравнению с задвижками), необходимый для полного перекрытия прохода (обычно 0,25 Dy);
  • относительно небольшие габаритные размеры и масса;
  • применение при высоких и сверхнизких температурах рабочей среды;
  • герметичность перекрытия прохода; использование в качестве регулирующего органа;
  • установка на трубопроводе в любом положении (как в вертикальном, так и горизонтальном);
  • исключение возможности гидравлического удара.

Ниже приводятся краткие технические характеристики, габаритные и некоторые монтажные размеры запорных вентилей из числа наиболее часто применяемых конструкций.

К недостаткам, общим для всех конструкций вентилей, относятся:

высокое гидравлическое сопротивление (по сравнению с задвижками, дисковыми затворами и кранами); невозможность применения на потоках сильно загрязненных сред, а также сред с высокой вязкостью; большая строительная длина (по сравнению с задвижками и дисковыми затворами);

подача среды только в одном направлении, определяемом конструкцией вентиля.

По конструкции корпуса вентили подразделяются на проходные, прямоточные, угловыеи смесительные. На рис. 2.9 — 2.13 соответственно показаны конструкции этих вентилей. По назначению вентилибывают запорными, запорно-регулирующими и специальными.

Конструкция запорного вентиля представлена на рис. 2.9. Регулирующие вентили подразделяют по конструкции дроссельных устройств на вентили с профилированными золотниками и игольчатые вентили. Запорные вентили подразделяют на вентили тарельчатые и диафрагмовые.

Уплотнения шпинделя бывают сальниковые и сильфонные.


Рис. 2.9. Запорный проходной вентиль высокого давления: 1 — шпиндель; 2 — полукольцо; 3 — основной клапан (тарелка);4 — корпус; 5 — седло; 6 — разгрузочная тарелка; 7 — коническая часть шпинделя; 8 — втулка.


Рис. 2.10. Прямоточный вентиль: 1 — корпус; 2 — золотник; 3 — шток; 4 — крышка; 5 — сальник; 6 — стойка; 7 — маховик; 8 — ходовая гайка; 9 — шпиндель; 10 — сцепка.


Рис. 2.11. Вентиль угловой ВУ 50414.


Рис. 2.12. Смесительный вентиль.


Рис. 2.13. Вентиль запорный стальной Ру = 16 МПа, Dy = 15, 20, 25 мм.

Проходные вентили имеют корпус с соосными или параллельными патрубками и широко применяются на практике. В этих вентилях поток рабочей жидкости делает, по крайней мере, два поворота (что и приводит к большому гидравлическому сопротивлению). Нижняя часть корпуса усилена ребром жесткости, что повышает надёжность корпуса. Это наиболее распространенная форма вентилей.

Прямоточные вентили имеют корпус с соосными патрубками и практически прямолинейное движение потока жидкости, а ось шпинделя расположена под углом к оси прохода. Эти вентили имеют малое гидравлическое сопротивление, компактны, не имеют в корпусе застойных зон, но имеют большую строительную длину и большую массу.

Угловые вентили имеют корпус с перпендикулярно расположенными патрубками. Один из патрубков может быть соосен или параллелен оси шпинделя. Эти вентили монтируются на поворотах трубопроводов. Они имеют большое гидравлическое сопротивление, большие габариты (высоту) и массу. Рассчитаны на работу при давлениях рабочей среды до 6,4 МПа и обычных температурах окружающей среды.

Смесительные вентили предназначены для смешивания двух потоков А и Б в одном корпусе.

По габаритным размерам, массе и стоимости смесительные вентили не отличаются от проходных, но их гидравлическое сопротивление в 1,5 … 2 раза ниже.

Эти вентили можно использовать и в качестве разделительных. Корпус вентиля имеет «трехходовую» конструкцию. Смесительных вентилей выпускается пока ограниченное количество.

Запорно-регулирующие вентили — устройства, обеспечивающие управление подачей жидкости путем изменения гидравлического сопротивления дроссельной пары с надёжным фиксированием промежуточных положений. Кроме регулирования потока эти вентили и перекрывают его.

Читайте также:  Какой вид сигнализации лучше выбрать для дачи: проводная или беспроводная

Конструкция запорно-регулирующих вентилей аналогична конструкции проходных или угловых запорных вентилей. В них запорное устройство изготавливается в виде профилированного золотника, чаще всего типа конической пробки, и которые хорошо обработаны и притерты друг к другу.

Золотник и седло изготавливают из специальных сплавов. Вентили с золотником в виде конуса называются игольчатыми. В этой конструкции отсутствуют специальные седла, а герметизация обеспечивается притиркой поверхности пробки к уплотнительной поверхности корпуса.

Недостатки: заедание затвора, притирка исключает взаимозаменяемость.

Вентиль

Вентилем называют регулирующее и запорное устройство, которое имеет отношение к трубопроводу, системе отопительных приборов, гравитационным и однотрубным системам отопления, термостатам, двухтрубным механизмам центрального отопления.

Его функция — перекрывать и регулировать потоки пара, жидкостей или газов. Для этих целей имеется подвижная деталь, которая поступательно перемещается при изменении положения шпинделя, перекрывая поток.

Эта деталь имеет вид иглы, тарелки или диска.

Вентиль различают по:

  • материалу, из которого он изготовлен. Это может быть титан, чугун, бронза, сталь, цветные сплавы, латунь, а также неметаллы.
  • назначению. Так, вентиль бывает запорным и запорно-регулирующим, а также специальным. Так, первые две разновидности представляют собой такой тип арматуры, для которого характерно возвратно-поступательное перемещение запорного органа вдоль корпуса для перекрытия потока. К тому же, второй тип еще и дросселирует поток. Специальные же вентили применяются в необычных рабочих средах: при повышенной температуре, в коррозийной среде.
  • конструкции, вентиль бывает четырех типов: угловой, прямоточный, смесительный и проходной.
    • Угловой вентиль предназначен для соединения расположенных перпендикулярно по отношению друг к другу частей трубопровода.
    • Прямоточный вентиль отличается тем, что ось шпинделя лежит под углом к проходной оси, а в корпусе есть насосные патрубки.
    • Смесительный вентиль соединяет две среды для нормализации температуры, качества и концентрации в корпусе самого вентиля.
    • Проходной вентиль обычно монтируется в трубопроводах без углов (прямолинейных), потому что он имеет параллельные патрубки.
  • типу герметизации — вентиль сильфонный и сальниковый. Первая разновидность исключает утечку. Поэтому такой вентиль ставят туда, где непозволителен выброс вещества в окружающую среду.

Все вентили объединяет то, что они позволяют производить ручную регулировку — пропорциональную или трехпозиционную. Вентиль необходимо устанавливать в таком положении, которое дает возможность совпадения потока жидкости и стрелки.

Как правило, его ставят штоком вверх при наибольшем отклонением от вертикального стержня не более девяноста градусов. Противоположное положение запрещено. Возможно, установить шток в горизонтальном положении.

Это актуально для тех случаев, когда необходимо исключить нагрев привода.

Что касается преимуществ и недостатков вентилей, то мы назовем некоторые из них. Так, основными преимуществами вентилей можно считать следующие: малая масса и габариты, элементарность конструкции и простота ремонта в рабочих условиях, возможность установки в любом месте трубопровода.

Есть и недостатки: наличие только одного направления рабочей среды, невозможность использования на сильно загрязненных средах и средах с высоким уровнем вязкости, большое гидравлическое сопротивление.

Вентили

Вентили, в отличие от кранов, устанавливаются в относительно недоступном месте, в глаза не бросаются и не требуют частого ремонта. В функции запорной арматуры – вентилей и задвижек – входит перекрытие воды перед началом ремонта канализационных сетей (рис. 34).

Рис. 34. Устройство вентиля: 1 – маховик; 2 – втулка; 3 – набивка сальника; 4 – корпус головки; 5 – резьба штока; 6 – изоляция; 7 – клапан с прокладкой.

Вентили применяются обычно в квартирной водопроводной разводке и должны постоянно находиться в рабочем состоянии. От затопления в случае аварии квартиру спасти может только вентиль.

Отдельный вентиль должен устанавливаться на отводе к каждому потребителю (элементу сантехоборудования): к смесителю, унитазному бачку или питающей трубе отопительной системы, если имеется автономное водяное отопление. На трубе с холодной или горячей водой должен быть также отдельный вентиль. Контрольный вентиль должен стоять на самом вводе или на ответвлении от стояка.

Он необходим в том случае, когда возникнет необходимость в ремонте не отдельного прибора, а целых участков внутренних коммуникаций, например для внесения изменений в схему разводки. Устройство и принцип действия вентилей сходны с обычными кранами.

У них также есть окно во внутренней перегородке корпуса, через которое проходит вода, клапан с прокладкой, запирающий это отверстие, и шток с возвратно-поступательным ходом, проходящий в головке корпуса. Отличие в том, что соединение клапана со штоком может быть плавающим с помощью шарового соединения.

Втулка сальника может поджиматься накидной гайкой, или роль такой гайки может выполнять спецвтулка, имеющая резьбу и вкручивающаяся в резьбу, нарезанную внутри головки. Между корпусом и вентильной головкой может находиться полужесткая прокладка, изготовленная из паронита, либо же соединение уплотняется льняной прядью с пропиткой.

Поскольку вентиль в процессе своего функционирования находится в открытом состоянии, то каждый элемент конструкции должен быть очень надежным и прочным. Большая нагрузка лежит на контрольном вентиле на вводе.

Клапан вентильной головки имеет прокладку, закрепленную гайкой с шайбой на центрирующем выступе шпинделя, в отличие от прокладки крана, которая может быть закреплена без фиксации (просто вставлена в клапан, имеющий вид диска с бортиком). Это объясняется тем, что узел вентиля постоянно находится под напором воды.

Вентиль, в отличие от крана, рассчитан на установку в магистрали, поэтому необходимо соблюдать правила установки во избежание возникновения гидравлического сопротивления. В результате несоблюдения этих правил, вода проходит внутри корпуса вентиля в обратном направлении, нежели это предусмотрено самой конструкцией. При этом возрастает давление на клапан с прокладкой и в трубопроводе перед вентилем, что приводит к увеличению нагрузки на уплотнения резьбовых соединений, напор на выходе из вентиля, напротив, снижается. На наружной поверхности для контроля правильности установки корпус вентиля имеет стрелку, обозначающую направление нормального прохода воды. Таким образом, при установке нового вентиля нужно сверяться со стрелкой-указателем.

Для профилактики следует время от времени осматривать все вентили на предмет целостности прокладок и других элементов, надежности запирания, отсутствия просачивания из-под сальниковой набивки.

Источник: https://poisk-ru.ru/s16672t8.html

Пожарный кран внутреннего противопожарного водопровода

Внутренний водопровод предназначен для подачи воды под определенным напором и с необходимым расходом через систему трубопроводов и устройств к санитарно-техническим приборам, пожарным кранам и технологическому оборудованию здания или группы зданий и сооружений (имеющих общее водоизмерительное устройство) от сети наружного водопровода населенного пункта (предприятия) или из другого водоисточника предусматриваются во всех типах зданий, размещенных в канализованных районах.

Противопожарное водоснабжение – комплекс инженерных сооружений и организационных мероприятий, которые обеспечивают подачу воды к месту пожара.

Внутренние противопожарные водопроводы, в зависимости от огнестойкости и этажности зданий, могут быть раздельными или объединенными с водопроводом другого назначения. В жилых зданиях высотой 12 – 16 этажей устраивают объединенный хозяйственно-питьевой и противопожарный водопровод, а в зданиях высотой 17 этажей и более – раздельные противопожарный и хозяйственно-питьевой водопроводы.

Системы противопожарного водопровода с пожарными кранами состоят из таких же элементов, что и системы хозяйственно-питьевого водопровода, но из-за повышенных требований к надежности работы имеют свои особенности:

  • сети противопожарных водопроводов с числом пожарных кранов более 12 должны быть закольцованы и присоединены к наружным сетям не менее чем двумя вводами;
  • в зданиях высотой 6 и более при объединенной системе хозяйственно-питьевого и противопожарного водопровода пожарные стояки следует закольцовывать поверху;
  • стояки раздельной системы противопожарного водопровода рекомендуется соединять перемычками с другими системами для сменности воды, если это возможно;
  • для устройства противопожарного водопровода применяются стальные трубы.

ПОЖАРНЫЕ КРАНЫ, ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ.

  • Внутренние пожарные краны должны устанавливаться на таком расстоянии, чтобы каждая точка помещения могла орошаться расчетным числом компактных струй. Число компактных струй и рекомендуемые минимальные расходы воды в зависимости от этажности, объема здания и его назначения.
  • Расстояние между двумя пожарными кранами L, м, определяется по формуле: L=2R – (1,5÷2,0 м).
  • Радиус действия пожарного крана R.

Схема действия пожарного крана:

1 – пожарный вентиль; 2 – полугайка; 3 – рукав; 4 – пожарный ствол с наконечником; 5 – компактная часть струи; 6 – раздробленная часть струи.

Пожарные краны устанавливаются на высоте 1,35 м над полом помещения и размещаются в шкафах с надписью ПК в отапливаемых помещениях в легкодоступных местах (на лестничных площадках, в вестибюлях, коридорах, проходах). Пожарные шкафы имеют отверстия для проветривания, изготавливаются согласно НПБ 151 – 96 «Шкаф пожарный» и окрашиваются в белый или красный цвет.

Читайте также:  Пожаротушение тонкораспыленной водой: недостатки, топ-5 моделей

В пожарных шкафах предусматривается возможность размещения одного или двух ручных огнетушителей.

В состав оборудования пожарного крана входят:

  • пожарный вентиль диаметром 50 или 65 мм, присоединенный к ответвлению стояка;
  • пеньковый рукав длиной 10, 15, 20 м с быстросмыкающимися полугайками;
  • пожарный ствол с наконечником (спрыском) диаметром 13, 16, 19 мм

Источник: http://fire-truck.ru/poznavatelno/pozharnyiy-kran-vnutrennego-protivopozharnogo-vodoprovoda.html

Запорная арматура

Элементы запорной арматуры используются в инженерных системах общетехнического назначения и для работы в специальных условиях. Допускается монтаж на трубопроводы со следующими типами рабочей среды:

  • водой;
  • паром;
  • газами;
  • нефтью и нефтепродуктами;
  • химическими веществами, в том числе агрессивными (специальное исполнение).

Основными сферами применения являются предприятия жилищно-коммунального комплекса, энергосистемы, химическая, пищевая промышленность, сельское хозяйство, горнодобывающая, металлургическая, другие структуры.

В производстве запорной арматуры используются следующие материалы:

  • углеродистые и коррозионностойкие стали;
  • чугун;
  • титан;
  • цветные сплавы (латунь, бронза).

Виды запорной арматуры

Запорные устройства, перекрывающие поток рабочего вещества в трубе, классифицируются по способу остановки потока.

  • Задвижка. Ее запирающий элемент движется перпендикулярно потоку рабочей среды.
  • Вентиль. Ее запирающий элемент перемещается вдоль движения потока рабочей среды.
  • Шаровый кран. Ее запирающий элемент поворачивается вокруг оси устройства перпендикулярно потоку рабочей среды.

Задвижки

Изделия данного типа используются на технологических линиях и в транспортных трубопроводах промышленного назначения. Задвижка изготавливается в следующих исполнениях:

  • с ручным управлением;
  • с электроприводом в стандартном и взрывоопасном исполнении;
  • с гидроприводом.

На запорной арматуре большого диаметра при ручном управлении устанавливается редуктор с червячной, конической или цилиндрической передачей для уменьшения усилия на маховик. Если шпиндель задвижки расположен горизонтально, электропривод монтируют на опоре, червяк и роликоподшипник густо смазывают маслом.

Основные характеристики:

  • условное давление, Р, МПа (кгс/кв. см): 0,16 (1,6) – 25,0 (250);
  • диаметр условного прохода, D, мм: 50–2000;
  • температура рабочей среды, К (°С): +213 (-60) − +838 (+565).

Классификация задвижек

По конструкции шпинделя запорной арматуры различают задвижки:

  • с невыдвижным (вращаемым) шпинделем. При открытии и закрытии элемент совершает только вращательные движения, резьба контактирует с рабочим потоком;
  • с выдвижным шпинделем. Запорный элемент движется поступательно, гайка и ходовая резьба вынесены из полости задвижки.

По конструкции затвора:

  • клиновые задвижки. Уплотнительные кольца в конструкции расположены под углом. Арматура может иметь цельный упругий или жесткий клин либо двухдисковый составной запирающий элемент;
  • параллельные задвижки (шиберные). Уплотнительные кольца расположены параллельно друг другу. Затвор запорного устройства может выполняться в форме листа или диска либо в виде двух дисков с распорным клином или пружиной. Параллельные задвижки чаще всего отливаются из чугуна, используются в системах транспорта газа и воды. Модели с выдвижным шпинделем монтируются на трубы с диаметром не менее 50 мм.

Особенности задвижек

Арматура имеет простую конструкцию, характеризуется неприхотливостью в эксплуатации, высокой степенью ремонтопригодности. Функционирует в позициях «открыто» и «закрыто». При частой фиксации затвора в промежуточном положении возникает вибрация, что приводит к разрушению задвижки.

Вентили

Вентилем называется устройство, в котором движение запирающего элемента производится посредством ходовой гайки и шпинделя (резьбовой пары). Арматура обладает свойством самоторможения, поэтому запорный орган можно оставлять в любом промежуточном положении.

Основные характеристики вентилей:

  • материал основных деталей − серый чугун марки не ниже СЧ18–36;
  • диаметр условного прохода, D (мм): 15, 20, 25, 32, 40, 50, 65, 80, 100, 125, 150, 200;
  • тип присоединения к трубопроводу: фланцевое или муфтовое;
  • материал уплотнений затвора: фторопласт-4, кислотощелочестойкая резина средней твердости;
  • рабочая среда: пар, вода;
  • максимальная температура в трубопроводе, К (°С) − 489 (225).

Классификация вентилей

По конструкции корпуса:

  • проходные. Вентили такого типа монтируются на прямолинейных участках трубопровода, где не допускается уменьшение потока рабочей среды. Проходная арматура имеет большой вес и высокое гидравлическое сопротивление;
  • прямоточные. Патрубки такого запорного вентиля расположены противоположно друг другу. Корпус более компактный, но длинный и тяжелый. Гидравлическое сопротивление ниже, чем у проходных моделей;
  • смесительные трехходовые. Такие запорные вентили могут иметь три или четыре присоединительных патрубка. Устройства используются для соединения нескольких потоков с разными рабочими средами: газообразными и жидкими. Смесительные вентили используют для стабилизации рабочей температуры, процесса разжижения, дозирования реагентов и т. д.;
  • угловые. Запорные вентили этого типа имеют перпендикулярно расположенные присоединительные патрубки, монтируются в местах поворота магистрали.

По типу регулирующего элемента:

  • односедельные. Клапан выполнен в виде иглы с переменным по длине сечением. Запирающий элемент может крепиться к шпинделю или быть с ним одним целым. Клапан монтируется в корпусе посредством резьбы, но не обеспечивает герметичность при закрывании. Вентиль подходит для работы в системах с небольшим потоком газа;
  • двухседельные. Такие вентили разгружают шток по оси при разности давлений на входе и выходе. Слабый подъем регулирующего элемента не обеспечивает достаточную плотность запирания.

По степени герметизации:

  • сальниковые. Они имеют простую конструкцию, невысокую стоимость. Устройство такого вентиля предусматривает возможность смены сальника или донабивки;
  • сильфонные. Предназначаются для работы с опасными (токсическими, взрывоопасными) веществами, когда утечка недопустима. Уплотнение отличается высокой надежностью, но не подлежит ремонту.

Особенности вентилей

Вентиль имеет достаточно простую конструкцию, характеризуется надежностью и удобством в использовании. Недостаток такой запорной арматуры – высокое гидросопротивление, которое приводит к образованию застойных зон.

Шаровые краны

Кран представляет собой изделие, в которой сферический запирающий элемент поворачивается вокруг оси, располагающейся произвольно по отношению к движению рабочего потока. Устройство дает возможность не только полностью перекрывать поток, но и регулировать его движение.

Материал изготовления шаровых кранов ГОСТом не регламентирован, его устанавливает изготовитель для каждой конкретной модели. То же самое относится к рабочим средам, параметрам и применимости запорной арматуры. Основной характеристикой изделий является номинальный диаметр (DN).

Для шаровых кранов этот показатель составляет от 10 до 500 мм.

Конструктивные требования

Шаровые краны должны открываться поворотом шпинделя по часовой стрелке, если в конструкторской документации не указано обратное. Для крайних положений предусмотрены ограничители поворота пробки.

Расположение рукоятки должно соответствовать направлению проходного канала шара. В конструкции запорного устройства предусматривают также элемент, обеспечивающий непрерывную электропроводимость.

Снятие статического напряжения осуществляется только искусственным путем.

Классификация шаровых кранов

Эту запорную арматуру классифицируют по типу проточной части корпуса, выделяя:

  • полнопроходные краны,
  • краны с зауженным проходом.

По типу присоединения к трубопроводу:

  • муфтовые,
  • фланцевые,
  • цапковые,
  • штуцерно-торцовые,
  • по приварку.

По состоянию крана с приводом:

  • нормально открытые (НО),
  • нормально закрытые (НЗ).

По типу управления:

  • с ручным приводом;
  • с механизированным приводом (гидро-, электро-, пневмоприводом);
  • с механизированным приводом и ручным дублером.

По количеству и типу соединяемых патрубков:

  • проходные;
  • угловые;
  • смесительные (с тремя и более патрубками).

Номенклатура шаровых кранов на некоторых заводах включает изделия для монтажа в грунт. Такие модели имеют высокую вентильную ось, которая вместе с маховиком выводится на поверхность земли.

Область применения шаровых кранов

Арматура данного типа широко используется в системах питьевого водоснабжения, отопления, в пожарных гидрантах, пневмосистемах, трубопроводах, транспортирующих масла, пищевые растворы, нефтепродукты, химически агрессивные вещества и т. д. Простая конструкция и легкое использование позволяют устанавливать их не только на промышленных объектах, но и в жилых домах.

Особенности запорных кранов

Шаровые краны неприхотливы в эксплуатации, имеют компактные размеры и малый вес, не требуют технического обслуживания. Для перекрывания потока не приходится долго вращать ручку шарового крана – достаточно повернуть ее на 90°.

В отличие от регулирующих моделей шаровые краны предназначены для перекрывания потока рабочей жидкости, то есть имеют два основных положения: «открыто» и «закрыто». Возможно плавное изменение скорости движения среды, но оставлять пробку в промежуточном положении нежелательно. Под давлением жидкости стачивается острая кромка крана и нарушается герметичность.

Стандартизация запорной арматуры

Основные параметры всех типов запорной арматуры регламентированы ГОСТом, поэтому при изготовлении на корпусы устройств наносят соответствующую маркировку.

Цифровое и/или буквенное обозначение может содержать информацию о заводе изготовителе, материале изделия, диаметре условного прохода, допустимых рабочих параметрах и т. д.

Маркировка ускоряет процесс выбора, а стандартизация размеров упрощает монтаж.

Источник: https://www.nemen.ru/index/for-designers/info/zapornaya-armatura.html

Ссылка на основную публикацию