Пожарная безопасность на судне: виды средств тушения

Типы и характеристика систем пожаротушения на судах

Противопожарные судовые системы представлены многочисленными разрядами обслуживающих механизмов, цистерн, систем управления и контроля над нами. В их число входят углекислотные, порошковые, пенные системы пожаротушения, а также дренчерная, спринклерная, водяная установки и стационарные устройства ликвидации огня.

Одновременно с постройкой судна выполняют монтаж стационарных систем, которые бывают двух типов – кольцевые и линейные. При их помощи осуществляется быстрая транспортировка огнетушащих веществ к месту возгорания, локализация и тушение огня.

Водяную систему монтируют независимо от других, она является основной. Состоит система из основной и ответвленной магистралей, различающихся по диаметру (до 150 и 64 мм соответственно), оснащённых спускными кранами. Суммарная производительность насосов должна быть на уровне 140 – 180 тонн в час. Их располагают ниже ватерлинии, возле насосов монтируют кингстоны.

Диаметр трубопроводов на водопожарной системе обязательно должен обеспечивать напор воды 350 кПа у наиболее дальних или высоко размещённых кранов у грузовых кораблей и 520 кПа на танкерах.

Для защиты от замерзания открытие участки магистрали обеспечивают спускным и отсечным клапанами. Линейная схема отличается наличием одной магистрали, от которой отходят вертикальные и горизонтальные трубы. На танкерах её прокладывают диаметрально.

Кольцевая система представляет собой соединённые параллельные магистрали, образующие кольцо. При повреждении участка магистрали его отключают, но система продолжает работать в прежнем режиме.

Во внутренних помещениях краны устанавливают на дистанции 20 м между ними, на палубе дистанция может составлять 40 м. Длина пожарных рукавов соответственно колеблется от 10 – 15 до 15 – 20 м.

Жилые помещения на суднах, паромах защищают от огня при помощи спринклерных систем. В их функциональные особенности входит локализация огня и снижение температуры при пожаре. Спринклеры (клапаны с плавкими вставками) открываются при повышении температуры свыше 60 С, и начинается разбрызгивание воды в помещении.

Спринклерная система монтируется из нескольких устройств – пневмогидравлической цистерны, трубопровода и спринклеров, сигнально-контрольного устройства. Минимальная мощность спринклеров составляет 5 л на 1 кв. м. каюты или другого помещения. Их обычно монтируют в верхней части кают и жилых помещений.

Параллельно со срабатыванием спринклерной системы включается сигнализация, информирующая экипаж о месте возгорания.

Дренчерными системами пожаротушения оснащают танкеры, газовозы, суда, на которые осуществляется погрузка горизонтальным способом. Основное отличие от спринлерной системы – при включении дренчерной запускается насос, который подает воду из-за борта в магистраль и потом – непосредственно к распылителям. Установка выполняет охлаждение металлических частей и палубы суден.

Кроме этого, системы судового пожаротушения могут работать по принципу образования водяных завес и водного орошения.

Распылители системы водораспыления монтируют в области подволока помещения, подключая их питание к независимому насосу с автоматическим срабатыванием или водопожарной магистрали.

Водяную завесу формируют при помощи щелевых распылителей, присоединённых к пожарной магистрали. Их применяют в случаях, когда невозможен монтаж огнестойких конструкций на судне. Водяное орошение устраивают на выходах из машинных отсеков.

Альтернативные и дополнительные типы установок пожаротушения

Для защиты от огня машинных и насосных отделений всех судов (особенно танкеров) оборудуют установки и системы пенного пожаротушения. Порошковые системы обязательны к применению на судах, перевозящих сжиженные наливные газы.

При значительных величинах кораблей монтируют несколько установок, каждая из которых защищает определенный участок. Образование пены осуществляется при помощи смесителя, где смешивается пенообразователь с водой. Пена подается через эжектор в место возгорания.

На морских судах и нефтеналивных танкерах используют пену низкой кратности (1: 10), на сухогрузах и рефрижераторах – средней (1:50 – 1:150), в машинных отсеках и грузовых помещениях с применением горизонтального способа погрузки – высокой (1: 1000).

Толщина пены составляет 15 – 20 см (соответственно для мазута и нефти, бензина и керосина), её расход – 150 л на 1 м3 (15 л воды и 0,75 л пеноообразователя).

Действующим веществом в системах порошкового пожаротушения являются поташ, квасцы, углекислая сода и т. д., которые распыляются при помощи азота или инертного газа.

Системы состоят из станций, в которых монтируют резервуары с порошком, к которым присоединяют газовые баллоны.

Данный тип устанавливают в местах с электрооборудованием, малярных отсеках, на газо- и химовозах и судах, осуществляющих перевозку опасных грузов.

Если вероятность пожара высока, суда оборудуют системами углекислотного тушения, устанавливая их в машинных и грузовых отделениях. Данная система запускается в крайнем случае, если принятые меры не локализовали огонь.

Газ через магистраль транспортируется в жидком состоянии, при выходе расширяется и становится обычным газом с повышенной плотностью.

Углекислотные станции состоят из баллонов, наполненных сжиженным газом, коллектора, трубопроводов с клапанами и соплами.

Помимо тушения углекислотным газом, возможно использование альтернативных средств. К ним относятся химические агенты – инертные газы, жидкости с высокой степенью испарения. Инертные газы (или дымовые, идущие от котлов) поступают в скуббер, где происходит их очистка и охлаждение.

Данный тип пожаротушения используют на сухогрузах, рефрижераторах, наливных танкерах.

Легкоиспаряющиеся жидкости в системах тушения представлены галоидированными углеводородами, смесями хладона и бромистого этила, которые сохраняют в резервуарах с антикоррозионным покрытием, а подают сжатым воздухом к распылителям в помещение, где есть очаг возгорания.

Размещение и комплектация судов системами и установками пожаротушения

Станции пожаротушения размещают на открытых палубах, к ним должен быть дополнительный вход с внешней палубы. Грузовые сухогрузы оборудуют системами водного и пенного тушения, используя их поочередно.

Паротушение возможно в трюмах, при подведении системы от котельной установки (иногда с использованием пароэжекторов).

Судна оснащают береговыми соединениями водопожарной магистрали, в том числе переносными или обязательно стационарными, при осуществлении международных рейсов.

На пожарных постах размещают пусковые устройства систем, указатели пожарной сигнализации и противопожарное оборудование.

Аварийно-пожарные посты есть двух типов – местные, где хранят определённое оборудование, и общесудовые, где находятся многофункциональные виды устройств пожаротушения.

Если длина судна составляет более 45 м, аварийно-противопожарное оборудование хранят на нескольких постах, размещенных выше переборки, при длине меньше 31 м возможно использование одного совмещённого поста.

В зависимости от возникновения различных типов возможного пожара (возгорание твёрдых веществ, пожары классов B, C) используют соответственно воду, пену или порошковый огнетушитель, углекислотную и хладоновую системы.

Для ликвидации пожаров класса D стационарные системы не задействуют.

Помимо стационарных систем пожаротушения используют передвижные установки – механизированные насосы, переносные мотопомпы, другие приборы, которые монтируют на транспортных средствах.

Правильное использование и квалифицированная комплектация судов противопожарными системами надёжно защищает экипаж и груз кораблей от возможного возгорания. Поэтому для защиты корабля от огня необходимо комплексно использовать основной и альтернативный типы систем пожаротушения.

Источник: https://pojarunet.ru/tipy-i-kharakteristika-sistem-pozharotusheniya-na-sudakh

Тушение пожаров на кораблях и судах, стоящих у причалов

Пожары на кораблях и судах имеют ряд специфических особенностей из-за сложности планировки помещений, ограниченности площадей, большой насыщенности техникой, наличием горючих материалов, топлива и боеприпасов.Тушение пожаров на кораблях требует от личного состава подразделений службы противопожарной защиты и спасательных работ знания основ устройства кораблей.

Пожары на кораблях характеризуются:

  • быстрым распространением огня вследствие большого количества горючих материалов;
  • нагревом металлических переборок, палуб и возможностью распространения через них, а также через люки, двери, вентиляцию и различные устройства огня в смежные помещения;
  • ограниченностью подачи воды для сохранения устойчивости и плавучести корабля;
  • задымлением помещений.

Руководство тушением пожаров на кораблях (судах) осуществляют командиры кораблей (судов), а на строящихся и капитально ремонтирующихся кораблях — должностные лица завода.
Разведкой пожара на корабле определяются:

  • наличие огнеопасных веществ и материалов в горящем и смежных с ним помещениях (отсеках);
  • возможные пути распространения огня в смежные помещения через переборки, палубы, люки, двери, вентиляцию и другие устройства;
  • наличие и состояние электроустановок;
  • состояние и возможность использования корабельных установок пожаротушения;
  • возможность взрывов и отравлений.
Читайте также:  Лицензия мчс на монтаж пожарной сигнализации: как получить?

Основными приемами тушения пожаров на кораблях являются:

  • подача огнетушащих средств непосредственно на поверхность горящего материала (для его охлаждения, ограничения доступа воздуха и защиты от воздействия пламени);
  • герметизация помещений (отсеков) и наполнение их инертными газами или веществами, тормозящими горение.
  • Для тушения пожаров на кораблях применяются следующие огнетушащие средства:
  • вода (пар);
  • воздушно-механическая и химическая пена;
  • углекислый и другие инертные газы;
  • жидкостные огнегасительные составы;
  • порошковые составы.

Для предупреждения распространения огня на рядом стоящие корабли и береговые объекты необходимо:

  • отводить горящий корабль от других кораблей и береговых объектов или отводить соседние корабли от горящего, особенно когда есть опасность возникновения взрыва;
  • защищать водяными струями соседние корабли и береговые сооружения;
  • ограждать и тушить топливо, разлитое на воде.

При тушении пожаров на кораблях необходимо вести постоянный контроль за количеством принятой в корпус горящего корабля воды, не допуская скопления ее в больших количествах, особенно в помещениях, расположенных выше ватерлинии. Для сохранения устойчивости и плавучести горящего корабля необходимо периодически удалять воду из отсеков.

ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ В НАДСТРОЙКАХ, ЖИЛЫХ И СЛУЖЕБНЫХ ОТСЕКАХ КОРАБЛЕЙособенности пожаров в помещениях кораблей. Правила тушения

ОСОБЕННОСТИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ БОЕПРИПАСОВТушение боеприпасов

ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ В МАШИННО-КОТЕЛЬНЫХ И МОТОРНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ КОРАБЛЕЙОсобенности тушения пожаров в моторных отделениях кораблей

ОСОБЕННОСТИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ НА ПОДВОДНЫХ ЛОДКАХТушение пожаров на подводных лодках

ОСОБЕННОСТИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ НА СУХОГРУЗНЫХ СУДАХТушение сухогрузных судов

ОСОБЕННОСТИ ТУШЕНИЯ НАЛИВНЫХ СУДОВТушение пожаров на наливных судах

Тушение горящего топлива, разлившегося на воде

Горящее топливо, разлившееся на воде, следует тушить в тех случаях, когда имеется угроза распространения огня на корабли или здания и сооружения, расположенные на берегу.

Для предотвращения растекания по воде горящей жидкости устанавливаются боны.

Тушение горящего топлива на воде производится в зависимости от площади и направления горения следующим образом:

  • при небольшой площади горения противопожарные катера и суда располагаются у края горящего топлива и передвигаются челночным способом с наветренной стороны, а ствольщики береговых команд по берегу;
  • тушение производится мощными водяными струями путем перемешивания топлива с водой; при тушении небольших участков горящего топлива у берега могут применяться воздушно-механическая пена и распыленная вода;
  • при большой площади горения спасательные суда с включенной водозащитой, подавая мощные водяные струи впереди себя, проходят на большой скорости и расчленяют площадь горения на мелкие участки с последующим их тушением; при наличии ветра и течения для ограничения растекания топлива по воде спасательные суда водяными струями от лафетных стволов сужают площадь горения, а затем расчленяют ее на отдельные участки.

Тушение пожаров на кораблях и судах, находящихся в доках

Тушение пожаров на кораблях и судах, находящихся в доках, характеризуется:

  • наличием около корабля и на нем большого количества различных сгораемых материалов (лесов, ремонтных материалов и т.п.);
  • неудобствами подхода, прокладки рукавных линий и подачи технических средств пожаротушения (вход на корабль имеется только с одной стороны по трапу, установленному с верхнего края стены дока);
  • большой высотой стен дока и самого корабля;
  • наличием на корабле открытых проемов, люков, дверей, иллюминаторов и различных систем;
  • отключением корабельных (судовых) установок пожаротушения.

Способы, приемы и технические средства тушения пожаров на кораблях и судах, находящихся в доках, определяются в зависимости от типа корабля.При тушении пожара в первую очередь используется стационарная система водоснабжения дока с одновременным развертыванием сил и средств спасательного отряда и пожарных команд.При наличии сгораемых кильблоков и бортовых упоров, применяемых для крепления корабля, принимаются меры к их защите.

Источник: http://www.compancommand.com/index/na_korabljakh_sudakh_i_na_vode/0-662

Правила пожарной безопасности на судах

Обеспечить пожарную безопасность на водном транспорте любого назначения очень важно. Каждое судно имеет не менее десяти смежных помещений с разной степенью пожароопасности, в материалах судна и отсеков есть горючие вещества. Эвакуация людей затрудняется, поскольку пути вывода ограничены.

При пожаре тепло очень быстро перекидывается на смежные помещения из-за наличия легко нагревающихся элементов в сооружении (например, пластмассы) и высокой теплопроводности металлических конструкций.

Самые распространенные причины возникновения пожара на судне:

  • нарушение правил пожарной безопасности (курение в неустановленных местах, неаккуратное обращение с электроприборами и огнем);
  • повреждения проводки или электрических устройств;
  • наличие большого количества легковоспламеняющихся материалов;
  • несоблюдение правил по проведению огнеопасных работ (сварка и другие действия, связанные с открытым огнем);
  • разбрызгивание топлива на горячие поверхности механизмов;
  • возникновение искр при работе котлов, печей и ударах;
  • попадание разрядов статического и атмосферного электричества.

Ответственным за обеспечение ПБ судна и его оснащение противопожарными и сигнальными приборами является владелец транспорта. За противопожарную безопасность судна, находящегося в плавании, отвечает капитан. Если судно нуждается в восстановлении, то все обязательства ложатся на ремонтную организацию.

Правила пожарной безопасности на судах морского флота

Первым, главным, мероприятием является проведение детального инструктажа персонала и работников судна.

В том случае, если водный транспорт служит для перевозки пассажиров, то в течение суток после отплытия они тоже должны ознакомиться с правилами пожарной безопасности, изучить места размещения спасательных устройств на судне, а также проработать правила пользования средствами спасения на воде.

Противопожарная подготовка на судне является обязательной для всех членов экипажа и включает в себя изучение:

  • конструкции судна;
  • схем противопожарной защиты;
  • организации тушения пожара;
  • средств пожаротушения и правил их использования;
  • точек сбора членов экипажа;
  • личных мер безопасности.

Для членов экипажа периодически устраиваются практические учения.

Наиболее посещаемые места должны быть оборудованы стендами, изображающими:

  • расположение огнестойких и огнезадерживающих конструкций;
  • схему размещения пунктов управления противопожарными средствами;
  • помещения, оборудованные системой пожарной сигнализации;
  • пути эвакуации и средства доступа в разные помещения;
  • помещения, оснащенные стационарными системами пожаротушения, устройства управления ими, местонахождение пожарных кранов;
  • системы вентиляции и всех ее элементов;
  • мест хранения инструкций по техобслуживанию и использованию всех противопожарных средств.

На судне должны формироваться специальные группы людей, находящиеся на стационарных контрольных постах. Их функции – разведка пожара, герметизация помещений, эвакуация людей и т. д.
Обязательно наличие на судне центрального поста, на котором установлены:

  • система оповещения и обнаружения пожара постоянного использования;
  • автоматическая дождевальная система тушения пожара;
  • панель индикации противопожарных и водонепроницаемых дверей;
  • система управления открытием/закрытия водонепроницаемых дверей и закрытия противопожарных дверей;
  • вентиляторы;
  • система сигнализации и связи;
  • микрофон системы громкоговорящей связи.

Противопожарная система должна быть оснащена тревожным сигналом оповещения, представляющим собой непрерывный громкий звонок длительностью 25 – 30 сек, который дублируется посредством громкоговорителей.

Мероприятия, обеспечивающие пожарную безопасность судов:

  • конструирование судов согласно установленным правилам;
  • снабжение судов противопожарным оборудованием и другими средствами;
  • хранение противопожарной техники в специальных местах с открытым доступом (пожарные посты), работоспособность и полная исправность оборудования;
  • выполнение всех правил и требований членами экипажа;
  • соблюдение противопожарного режима на судне;
  • знание и четкое следование специальным требованиям при перевозке грузов, погрузочным / разгрузочным и другим работам.

Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта

Правила пожарной безопасности должны знать и выполнять все владельцы судов и члены экипажа. Для этого проводится обучение всех присутствующих на судне по разным направлениям, и четыре вида инструктажа: вводный, первичный, повторный и внеплановый. Перевозка веществ и материалов высоких классов пожаро- и взрывоопасности предусматривает изучение членами экипажа дополнительных правил.

Читайте также:  Модуль порошкового пожаротушения тунгус: виды, преимущества

Организация мероприятий по обеспечению на судах противопожарного режима, а также следование установленным правилам пожарной безопасности при протекании технологических процессов в периоды работы, ремонта или отстоя судна, должна выполняться специальными службами судовладельца, судоремонтных предприятий или порта. Если такой службы нет, данные функции исполняет технический персонал со специальной подготовкой.

Каждое судно должно иметь места (машинное отделение, рулевая рубка, коридоры жилых помещений, палубы), оснащенное плакатами со схемами:

  • позиций управления средствами пожаротушения;
  • размещения пожарных кранов и оборудования;
  • путей эвакуации;
  • точек удаленного закрытия трубопроводов топливных емкостей;
  • помещений, оборудованных стационарными системами пожаротушения.

Места, отведенные для курения, должны обеспечиваться металлическими урнами с водой табличками с соответствующими надписями.

На судах внутреннего водного пользования запрещается:

  • использовать открытый огонь;
  • курить, если это не специально отведенные места;
  • применять непредусмотренные правилами электроприборы;
  • хранить горючие жидкости или склонные к воспламенению материалы в открытых бутылках, лаки и краски – вне малярных кладовых, самовоспламеняющиеся материалы – ворохом или связанными;
  • сушить около отопительных электроприборов вещи;
  • делать барьеры на проходах и доступах к средствам пожаротушения.

Правила пожарной безопасности на судах речного флота

Ответственность за оснащение судна лежит на его владельце, а за пожарную безопасность во время эксплуатации – на капитане или командире.

Пожарная безопасность на речных судах гарантируется выполнением следующих требований:

  • прохождением всеми членами экипажа первичного инструктажа в соответствующей организации и последующих – на рабочем месте;
  • проведением ежегодного повторного инструктажа;
  • проведением разъяснительной работы с членами экипажа по вопросам пожарной безопасности;
  • соблюдением правил пожарной безопасности;
  • регулярной проверкой, направленной на определение наличия пожарного оборудования и степени готовности его рабочего состояния;
  • подготовкой и, в случае необходимости, выполнением вспомогательных мероприятий по укреплению пожарной безопасности судна;
  • оформлением графика дежурств по пожарной тревоге, подготовкой карточек, вывешиваемых в каюте каждого члена экипажа, с обязанностями в случае пожара.

Источник: http://compbez.ru/pravila-pozharnoy-bezopasnosti-na-sudah.html

Организация пожарной безопасности судна

Пожарное оборудование и системы

Переносные пенные огнетушители являются эффективным средством для тушения начальных стадий пожара.

Огнетушитель заполнен двумя растворами, отделенными друг от друга при его стандартном положении (вверх головкой). При переворачивании огнетушителя растворы смешиваются и начинается процесс пенообразования, газоносителем в котором служит выделяющийся углекислый газ.

При вместимости огнетушителя около 9 л образуется 75 л пены. Пенные огнетушители надо хранить при температуре не ниже 4,4°С во избежание замерзания пены.

При вводе в действие огнетушителя весь запас пены выходит в течение 20-60 с, что требует быстрых и умелых действий.

Практика тушения:

при тушении находиться на расстоянии не менее 3 м от очага пожара;

избегать интенсивного размахивания огнетушителем; направлять струю, плавно сдвигая ее к центру пожара, пена должна скользнуть по горящей поверхности;

избегать попадания пены на открытые участки тела; не допускать разбрызгивания горящих жидкостей.

Огнетушители

Переносные С02-огнетушители

Особенностью является небольшая дальность полета струи, что требует максимального приближения к очагу пожара.

Их эффективно используют для тушения горящих твердых и жидких веществ, а также электрооборудования под напряжением до 1000 В.

При значительной силе ветра использование огнетушителя не эффективно — слой углекислого газа быстро сдувается с горящей поверхности.

Огнетушители можно хранить при отрицательной температуре; максимальная температура 54 °С, при более высоких температурах начинают срабатывать предохранительные клапаны.

Углекислый газ расширяется при выходе из огнетушителя, что приводит к резкому понижению температуры раструба, который может обмерзать. В зависимости от типа запорной головки имеются различные рекомендации по применению С02-огнетушителей.

Практика тушения:

направить раструб в основание пожара и медленно продвигаться вперед,совершая раструбом движение вперед-назад;

при тушении электрооборудования, находящегося под напряжением, не подводить раструб на расстояние менее 1 м к пламени и горящей поверхности;

помнить о том, что температура раструба в момент выхода струи углекислого газа понижается до минус 70 °С;

при работе в помещении с ограниченным объемом необходим дыхательный аппарат;

электрооборудование при возможности обесточить.

Переносные порошковые огнетушители общего назначения для тушения пожаров классов А, В и С и специального назначения для тушения горящих металлов.

Действие огнетушителей основано на прерывании реакции горения практически без охлаждения горящей поверхности, что при определенных условиях может привести к повторному возгоранию.

Огнетушитель работает в вертикальном положении и подает порошок короткими порциями.

Характеристики порошковых огнетушителей: масса заряда 0,9-13,6 кг; дальность полета струи 3-9 м; продолжительность работы 8-30 с.

Тактика тушения:

подавать порошок непрерывно или порциями в зависимости от класса пожара, начиная с ближнего края, водить струю из стороны в сторону;

продвигаться вперед медленно, избегая близкого контакта с очагом пожара;

после того как пожар ликвидирован, выждать время во избежание повторного возгорания;

тушение порошками можно совмещать с водотушением, а некоторые порошки совместимы с пеной.

Пожарные рукава, стволы и насадки

Пожарные рукава должны быть прочными, водонепроницаемыми и эластичными. Пожарный рукав изготавливают секциями длиной 15-20 метров с прикрепленными к концам рукавными соединительными головками (муфтами).

При помощи рукавных головок секции рукава соединяют друг с другом, крепят к пожарному гидранту (крану) и соединяют со стволом или насадкой. Во внутренних помещениях длина секции 10 метров.

Рукава в комплекте со стволом подсоединяют к пожарному крану, хранят в ящиках с красной надписью «Fire Hose».

Хранение пожарных рукавов

Пожарные рукава легко повреждаются при небрежном обращении с ними и хранении. Их следует тщательно очищать путем мойки. Перед укладкой из рукавов надо слить воду и просушить их во избежание появления плесени и гниения. В установленные сроки рукава следует осматривать и испытывать.

Ручные пожарные стволы могут иметь насадки размерами 12, 16 и 19 мм и хранятся в комплекте с рукавами.

Применение комбинированных насадок позволяет получать компактную, распыленную струю, а в усовершенствованных конструкциях пожарных стволов можно получить струю для пожаротушения и одновременно водяную завесу для защиты человека, ведущего борьбу с пожаром: компактную струю применяют для тушения твердых горючих веществ; она эффективно сбивает пламя и отгоняет горящие на поверхности воды нефтепродукты от борта судна; распыленную струю применяют для орошения палуб, переборок, борта судна, тушения горящих нефтепродуктов; компактная и распыленная струи с водяной защитой могут создавать водяные завесы.

Практика тушения:

своевременно определить эффективную форму струи; создать водяную завесу, если это необходимо для защиты от пламени;

подавать воду на края очага пожара, постепенно уменьшая площадь горения;

подавать струю навстречу распространению огня; не направлять струю воды на пену.

Пенную насадку (пеногенератор) подсоединяют к рукаву, соединенному с магистралью пенотушения. Открывается вентиль на магистрали — начинается подача пены.

Практика тушения:

направлять струю пены на край участка пожара и постепенно смещать к центру так, чтобы вся поверхность горящего участка покрылась пеной;

не подавать пену на электрооборудование, находящееся под напряжением, и на людей;

продвигаясь вперед, не оставлять непогашенные участки; после ликвидации пожара подавать пену еще в течение 1 — 2 мин.

Использование пожарных стволов, рукавов и пеногенераторов

Работы с пожарным стволом рекомендуется проводить группой в составе двух человек — ствольщика и подстволъщика. Обязанности ствольщика: прокладывать рукавную линию, проверять соединение рукавов, регулировать подачу воды, при необходимости помогать наращивать рукавную линию, накладывать зажим на повреждение рукава.

Использование пожарных стволов, рукавов и пеногенераторов

Читайте также:  Срочное вскрытие замков в екатеринбурге - круглосуточно, недорого и без повреждений

При работе с рукавами следует учитывать:

непосредственно у ствола рукав должен иметь виток, кольцо или бухту, что обеспечит свободное перемещение ствольщика к очагу пожара без протяжки рукава;

не допускать перегибов рукава и задеваний за острые предметы и выступы;

рукав следует перемещать медленно, не допуская ударов соединительных головок по палубе;

покидать место пожара надо лицом к пожару;

Рекомендуемые сигналы:

рука поднята с вращательным движением — подать воду;

рука вверху — стабилизация давления;

рука опущена с вращательным движением — прекратить подачу воды.

Порядок работы с пеногенератором:

проложить рукавную линию;

к рукавной линии присоединить пеногенератор;

ввести в действие установку пенного пожаротушения;

открыть запорный вентиль на магистрали;

после начала выхода пены подавать ее на очаг пожара.

При этом пожарный должен направлять ее на ближайший край пожара,отсекая пламя от себя и сгоняя его к центру пожара.

Источник: http://seaman-sea.ru/upravlenie-sudnom/572-organizaciya-pozharnoj-bezopasnosti-sudna.html

Средства и способы тушения пожара на судне

Методы тушения пожаров заключаются в принятии мер, прекращающих доступ горючего вещества в очаг пожара, изоляции очага пожара от доступа воздуха, а также охлаждения горючего вещества.

Способы и средства тушения пожара следует выбирать в зависимости от горючего материала и очага пожара.

Существуют поверхностный и объёмный способы тушения пожаров, которые основаны главным образом на изоляции очага пожара от доступа воздуха.

При поверхностном способе горящую поверхность изолируют от доступа воздуха при помощи огнегасительных средств, например, воды, химической и воздушно-механической пены.

При объёмном способе прекращают доступ воздуха в помещение или подают инертные газы, не поддерживающие или прекращающие горение: углекислый газ, пар, выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания.

Очень важен правильный выбор и применение огнетушительных средств в зависимости от хар-ра пожара.

Огнетушительными средствами являются такие вещества и материалы, которые, будучи введённые в зону пожара, прекращает процесс горения. Их подразделяют в зависимости от способа пожаротушения.

На судах применяют 2 способа тушения пожара: поверхностный и объёмный.

При поверхностном способе тушения пожара с помощью огнегасительных веществ горящую поверхность изолируют от доступа воздуха, в результате чего пламя угасает.

При объёмном тушении доступ воздуха в помещение с очагом пожара прекращают и подают поддерживающие или прекращающие горение вещества – диоксид углерода, водяной пар, бромэтиловые жидкостные составы.

Жидкостным бромэтиловым составом гасят легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, находящиеся под напряжением электротехнические установки, уголь, дерево.

Пеной заливают горящий бензин, керосин, нефть, мазут, масло; покрывая поверхность горящего вещества, она изолирует пламя от притока воздуха. Пеной можно тушить горящие твёрдые вещества. Применяют химические и воздушно-механические пены; последние быстро разрушаются, они легче химических и менее плотные.

Одновременное применение для тушение пожара воды и пены недопустимо, т.к. вода разрушает пену.

Водяной пар в зоне огня резко снижает содержание кислорода в воздухе.

Паром нельзя гасить киноплёнку, хлопок и другие вещества, способные гореть в инертной среде, но его можно с успехом применять для тушения горящего металла и находящегося под напряжением электрооборудования. Паротушение применяется для защиты от пожара машино-котельных отделений, грузовых помещений, хранилищ топлива и смазочных масел.

Углекислота применяется для тушения горючих жидкостей, волокнистых и древесных материалов в герметизированных помещениях.

Диоксид углерода тяжелее воздуха, поэтому он хорошо обволакивает горящие поверхности и проникает в труднодоступные места.

Он не наносит вреда оборудованию и грузу, нетокопроводен и может поэтому применяться для тушения загоревшегося электрооборудования, находящиеся под током.

Диоксид углерода для тушения пожара подаётся с помощью судовых стационарных установок. После тушения пожара углекислотой в помещение не допускаются люди до полного проветривания.

Вода – наиболее распространённое, дешёвое и эффективное средство пожаротушения. Водой успешно можно гасить большинство твёрдых и газообразных веществ, но ни в коем случае не бензин, керосин, масло, горящие металлы, а также находящееся под напряжением электрооборудование.

Для тушения развившихся наружных пожаров необходимо воду подавать в очаг пожара мощной компактной струёй.

Большой эффект тушения пожаров водой в небольших судовых помещениях и внутри надстройки достигается при подаче её в распылённом или туманообразном состоянии, для чего используют стволы распылители.

Применение воды при тушении пожаров в трюмах опасно, т.к. она может значительно уменьшить запас плавучести и отрицательно повлиять на остойчивость судна. Некоторые горящие химические вещества, если их гасить водой, выделяют взрывоопасный газ. Вода применяется главным образом, как средство охлаждения.

На морских судах для борьбы с пожарами вода используется в системе водотушения, водораспыления, спринклерной системе, при использовании переносных мотопомп и ручных пожарных насосов.

Кошмы, асбестовые и парусиновые покрывала, песок, тёртый шифер или асбест применяют для ликвидации небольших очагов пожара. Применение песка весьма эффективно при тушении только что начавшегося пожара, небольших очагов пламени легковоспламеняющихся материалов и особенно нефтепродуктов. Небольшие очаги пламени можно быстро ликвидировать, набросив на них брезент или мат.

Тушение пожаров в загруженных трюмах представляет особую сложность, т.к. доступ к очагу пожара с любыми огнегасительными средствами ограничен или практически невозможен. В таких случаях производят полную герметизацию трюма, включают стационарную систему пожаротушения, предусмотренную для данного трюма.

При тушении пожара на открытых палубах и надстройках нужно подавать на очаг пожара наибольшее кол-во компактных струй воды по возможности с наветренного борта. Кроме того, нужно охлаждать находящиеся вблизи от огня конструкции, грузы и материалы.

Как только будет обнаружен огонь в судовых помещениях, необходимо сразу же плотно закрыть все иллюминаторы и двери. Распылённой струёй в 1-ую очередь следует поливать места наибольшего нагрева – подволок, переборки, а также места прокладки труб отопления и кабели, через которые распространяется огонь.

Со стороны соседних помещений одновременно надо охлаждать водой переборки.

Ручные огнетушители предназначены для тушения пожаров в самом начале их возникновения. Огнетушители постоянно находятся в готовности и могут быть быстро приведены в действие. Наиболее распространены пенные, углекислотные и бромистометиловые огнетушители.

=Матрос II класса (стр.166)=

    Горючие материалы Огнегасительные средства
Электропроводящие неэлектропроводящие неэлектропроводящие, но ядовитые
Вода, в том числе и в распылённом виде, она же со смачивателями Химическая и воздушно-механическая пена Водяной пар, углекислый газ и инертные газы Химические жидкостные бромэтиловые составы
Древесные и волокнистые материалы Эффективны Могут быть использованы, хотя предназначены в основном для легковоспламеняющихся и горючих жидкостей Эффективны при герметизации помещений Малоэффективные для хлопка1
Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки ниже 65оС, нерастворимые в воде Можно применять только в тонкораспылённом виде Эффективны Эффективны
Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки ниже 65оС, растворимые в воде Применять как разбавитель2 и в тонкораспылённом виде Пена химическая из пенопорошка ПГПС3 Эффективны
Горючие жидкости с температурой вспышки е 65оС и выше, нерастворимые в воде Не рекомендуется применять сплошную струю, необходимы распылительные носадки4 Эффективны Эффективны
Горючие жидкости с температурой вспышки е 65оС и выше, растворимые в воде Применять как разбавитель, необходимы распылительные носадки1 Эффективны Эффективны
Металлы Применять нельзя5
Электрооборудование под напряжением Применять нельзя Эффективны

1 Возможно повторное возгорание при вскрытии помещений.

2 Необходимо большое кол-во воды. Следует учитывать возможность переливания жидкости через края ёмкости.

3 Обычная пена разрушается при контакте с этими жидкостями.

4Нельзя допускать попадания сплошной струи в горящие жидкости, т.к. произойти выброс пламени.

5 Для тушения этих металлов необходимо применять сухой песок, тёртый шифер, тёртый асбест и специальные патентованные порошки.

=НБЖС (стр.76)=

Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 3762;

Источник: https://poznayka.org/s62862t1.html

Ссылка на основную публикацию